На выезде из России — на наших постах — вопросов к моей «краснокожей книжице» не возникло. Зато на казахстанском «кордоне» к паспорту прицепились с плохо скрываемой долей радости:
— С таким паспортом — к нам нельзя! Какое еще «двойное хождение документов»? У нас есть своя инструкция. На казахском языке. Если не верите — читайте…
Поскольку русского варианта инструкции не оказалось, а казахский ни я, ни мои спутники выучить по дороге не успели, более опытные попутчики приняли единственно верное решение — зашуршали купюрами. Сколько стоило мое вступление на землю суверенного Казахстана, я так и не узнала. Когда наша машина (в ее багажник никто и не заглянул) уже двигалась по дружественному государству, мне в ответ на этот вопрос посоветовали: «Лучше не спрашивай. Узнаешь о сумме -от твоего рабочего настроения ничего не останется».
Эта история еще раз напомнила известную истину, что за деньги можно сделать все — даже нарушить инструкцию на казахском языке. И заставила задуматься о правоте тех, кто абсолютно уверен: через казахстанские посты можно что угодно протащить — хоть слона, хоть танк, лишь бы деньги были.
Этой темы новый начальник Омской таможни Геннадий Грибанов на недавней встрече с журналистами не касался. Он больше рассказывал о том, как непросто приходится омским таможенникам в их попытке упорядочить в соответствии с законными нормами действия наших многочисленных «челночников», везущих через Казахстан китайские товары. Во-первых, порой они пытаются провезти товары явно несертифицированные. Во-вторых, оспаривают претензии должностных лиц: мол, вещей я везу не больше, чем положено. В ответ таможенники, просмотрев товар, справедливо интересуются: » А что, 40 пар обуви, 15 костюмов — это для себя лично? Или все-таки «товарная партия?».
На мой вопрос главному таможеннику области, как же эти самые 40 пар кроссовок на одну «челночную» семью и несертифицированная «левота» преодолели казахстанские таможенные посты, ответ получила достаточно обтекаемый, никоим образом не способный ухудшить наши отношения с южным соседом: мол, конечно, хорошо, если бы на территории пограничных государств действовали единые правила… И чтобы они еще неукоснительно выполнялись. Впрочем, даже в этом достойном высокой дипломатии ответе сквозило некое сетование на казахстанских коллег. А может, просто показалось…
Естественно, забот у омских таможенников хватает и кроме тех, что доставляют «китайские челноки». Всерьез увеличился внешнеторговый оборот и по ближнему зарубежью, и по дальнему. Данное обстоятельство (плюс, конечно же, грамотная работа омской таможенной службы) уже позволили ей выполнить план на 130 процентов.
При этом круг обязанностей таможенников и уровень их ответственности малоадекватны получаемой зарплате. А еще — масса оргзаморочек: те же таможенные посты расположены далеко от реальной границы, и не в компетенции областной таможни перенести их на более удобное для работы расстояние.
Говоря о нарушениях гражданами таможенных правил, Геннадий Грибанов подчеркнул: далеко не всегда люди действуют по злому умыслу — порой просто по незнанию. Взять ту же пошлину, взимаемую за ввоз иномарок. Это вопрос больной не только для Омской области. Вы покупаете автомобиль зарубежного производства. А потом выясняется, что те, кто продал его вам, на таможне машину не оформили. По закону же ответственность за это нарушение несет последний владелец, та есть вы… И скорее всего продавец, всучивший вам машину, обо всем этом прекрасно знал.
Как можно уберечь себя от таких неприятностей? Начальник Омской таможни дал такой совет: выбрав иномарку для покупки, узнайте: прошла ли она таможенное оформление? Подобную информацию сотрудники таможни дадут обязательно, и вы уже не будете брать кота в мешке.
Что же касается последних правительственных идей о повышении таможенной ставки на иномарки старше семи лет, то это новшество Геннадий Грибанов оценил положительно: сколько можно ввозить старье, которое на Западе выбросить сложнее, чем продать нам?..