ПОТОМОК ХАНА КУЧУМА СТАЛ ГЕРОЕМ РОССИИ

ПОТОМОК ХАНА КУЧУМА СТАЛ ГЕРОЕМ РОССИИ

Оказавшись в русском плену, семья знаменитого сибирского татарского хана Кучума - того самого, с которым бился Ермак, была доставлена к царскому двору и... принята в русское подданство и дворянство с титулом князей Сибирских

Царь предлагал свое покровительство и самому Кучуму, но строптивый хан не смирился и сгинул где-то в степях. А род его продолжился в Московии. Более того, его потомок отличился в Отечественной войне 1812 года и стал героем России.

Этот прямой потомок Кучума родился в правление Екатерины Второй в семье князя Василия Сибирского — генерала от инфантерии (полного генерала — маршала пехоты) и был назван Александром. На военную службу Сашу записали прямо в день его рождения — 8 ноября 1779 года. И не куда-нибудь, а сразу в лейб-гвардии Преображенский полк. На двенадцатом году жизни Александр Сибирский получил чин капитана и был зачислен на службу в Московское комиссариатское депо. Молодой офицер быстро продвигался по службе. И собственным старанием, и тем, что в военной карьере ему покровительствовал отец-генерал. Так что уже в 1795-м году Александр Васильевич был майором Черноморского гренадерского корпуса, а в 20 лет стал полковником — командиром Ахтиарского полка.

Через три года полковник Александр Сибирский уже командует Нарвским мушкетерским полком, вместе с которым он и получил в 1805-м году в сражении под городом Кремсом боевое крещение: В том же самом году в бою под Аустерлицем Александр Сибирский был трижды ранен и попал в плен. Содержали его в германском городе Люневиле аж до 1807 года. После плена долго отдыхать боевому полковнику не пришлось. Участвовал в очередной войне со шведами в 1808-1809 годах. Отличился в боях под Оровайсом, а за взятие города Торнео был произведен в генерал-майоры. Шел тогда генералу всего лишь двадцать девятый год.

В новом — генеральском — звании Александр Сибирский командовал Могилевским мушкетерским полком, состоявшем во время Отечественной войны в корпусе будущего фельдмаршала и главнокомандующего действующей русской армией Петра Христиановича Витгенштейна, участвовал в боях под Свенцянами, Якубово, Клястецами на южном фланге фронта. Особую отвагу проявил генерал Сибирский в сражении под Полоцком шестого августа 1812 года. За этот подвиг и удостоили его военным орденом Святого Георгия третьего класса. Следует отметить, что в России в ту пору существовал всего один военный орден — Святого Георгия, имевший четыре класса. Награждались им только офицеры, и награждение велось от четвертого класса. Александра Сибирского удостоили сразу Святым Георгием третьего класса, что случалось крайне редко и только за особые заслуги. Если сравнивать статус этого ордена с современными наградами, то награждение Георгиевским крестом можно приравнять к званию Героя Советского Союза или Героя России.

Через месяц после получения этой высокой награды Александр Сибирский был контужен в бою осколком гранаты. А выздоровев, участвовал в заграничных походах русской армии: штурмовал Люцен, Бауцен, Рейхенбах. И вновь — тяжелое ранение: гранатой ему раздробило кость руки. Эту рану генералу пришлось долго лечить в Варшаве. А когда вернулся в строй, был назначен командиром 18-й пехотной дивизии. К своему 45-летию Александр Сибирский получил очередной чин — генерал-лейтенанта. К этой поре кроме Святого Георгия князь Сибирский был отмечен и другими высокими наградами Российской империи: орденами Святой Анны первой степени с алмазами и Святого Владимира третьей степени, золотой шпагой «За храбрость» с алмазами, многими медалями и даже прусским военным орденом.

Точную дату его смерти документы не сохранили. Однако, судя по некоторым данным, скончался боевой генерал после 1826 года. Видимо, Александр Васильевич не оставил после себя потомства, ибо «История родов российского дворянства» отмечает в 1886 году род князей Сибирских как угасший. Если так, то с его кончиной прервался и род хана Кучума — во всяком случае, та его ветвь, что была связана с Россией.