ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ПРАЗДНИК ПИВА?!

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ПРАЗДНИК ПИВА?!

Будет ли у омичей одним летним праздником больше?

Уважаемые читатели, знаете ли вы, что прошлый 2000-й год был объявлен годом российского пива? Группа производителей пива вышла с этим предложением к российской общественности во время праздника пива и весны в Твери. Но это уже история, как и ежегодные пивные фестивали в Санкт-Петербурге, крупнейший в России московский фестиваль пива в Лужниках и первый городской Праздник пива в нашем городе. Под впечатлением грандиозных мероприятий, посвященных Его Величеству Пиву, российские СМИ с подачи пивоваров окрестили пиво напитком третьего тысячелетия.

Чтобы объявить год 2000-й годом российского пива, были все основания. Во-первых, серьезные успехи российских пивоваров, наконец-то освоивших западные методы и технологии. Во-вторых, и это приятно, потребитель в основной своей массе переключился на наше, отечественное пиво. Весь 1999-й год на рынке пива наблюдались самые высокие темпы роста за последние 10 лет. В основном — за счет производства на местах, которое увеличилось по сравнению с 1998-м годом на 10-15%. Как и в пищевой промышленности в целом, нашу пивоваренную индустрию подстигнул экономический кризис августа 1998-го года. Объемы продаж импортного пива резко снизились из-за значительного увеличения его стоимости. Этим не замедлили воспользоваться российские производители, раз и, надеемся, навсегда заместив импорт отечественным пивом дорогого и среднего ценового диапазона. Что и говорить, хорошего пива в последнее время стало у нас в изобилии. Бывает, не знаешь, что лучше: соблюсти верность старой проверенной марке пива или же попробовать что-нибудь новенькое?

Что примечательно, экономический кризис никак не повлиял на количество потребления пива в нашей стране. Не секрет, что россияне стали больше потреблять дешевые сорта отечественного пива, и на примере Омска это хорошо видно. Хотя покупательная способность населения в отношении пива несколько увеличилась. На сегодня потребление «напитка третьего тысячелетия» в России составляет примерно 35 литров на человека в год. В крупных и курортных городах этот показатель выше — 50-55 литров. Эксперты полагают, что потребление слабоалкогольных напитков в целом и пива в частности из года в год будет только расти.

Основной чертой 2000-го года стало обострение конкурентной борьбы между уже существовавшими и новыми торговыми марками, только что вышедшими на рынок. Российский рынок пива все еще не переполнен, а продолжает развиваться. Тем не менее, конкурентная борьба за сегменты рынка идет не шуточная. Простому обывателю это хорошо видно по обилию наружной и телевизионной рекламы, которой за последний год стало особенно много. Пивоваренные компании работают на перспективу — молодым надо закрепиться на рынке, старожилам — удержать позиции. Отечественные производители ориентируются прежде всего на российского же потребителя — на западные рынки сбыта хитрые европейцы пустят не все и не всех. Вот и стараются наши пивовары, кто как может, чтобы найти своего потребителя, первыми предложить ему самый новый и привлекательный продукт по наиболее приемлемой цене. Поэтому — конкуренция есть благо для потребителя и все, что придумывают производители для продажи своего товара, достойно внимания и обсуждения.

Одним из приемов по продвижению новых и укреплению позиций уже известных марок пива является проведение так называемых праздников или фестивалей пива. Прадедушкой российских пивных фестивалей с небольшой натяжкой можно считать праздник, прошедший в конце XVIII века в Петербурге. По описанию иностранца Уильяма Кокса, в ноябре-1778 года в Летнем саду состоялось грандиозное пиршество, устроенное для простого народа откупщиком Лонгиновым, разбогатевшим на пиве. Праздник получился весьма многолюдным: повеселиться собралось около 40000 человек. Очевидно, благодаря большому количеству бесплатной выпивки, закуски и различных аттракционов. Впрочем, итоги праздника весьма плачевны: множество валявшихся на земле пьяных замерзли, немало людей погибло в драках и давке. Всего же около 400 петербуржцев поплатились жизнью за неумеренную любовь к пьяному веселью. Прошли годы Советской власти, когда хорошее пиво было редким гостем в желудках граждан. А кроме Нового года и демонстраций по поводу очередного красного дня календаря подлинно народных праздников по большому счету и не было. Уже и Советского Союза давно нет, хотя, к слову сказать, многие заводы по-прежнему варят пиво по устаревшим, советским технологиям и стандартам. В наше время кое-что действительно изменилось: пусть фестивали по-прежнему проходят в столицах — Москве и Петербурге, зато проводят их крупнейшие пивоваренные компании, улучшилась организация мероприятий, расширилась их развлекательная программа и вырос культурный уровень населения.

Идея пивных праздников так же прекрасная, как сам этот божественный напиток: популяризация пива как главного народного напитка нового века на территории России и масштабная презентация достижений отечественного пивоварения. Пиво представляется как наиболее социально приемлемая альтернатива крепкоградусным напиткам или наркотикам, прививается высокая культура потребления благородного напитка. Другими словами, некоторые производители пива, догнав Европу по качеству продукции, пытаются сподвигнуть наше общество к среднеевропейскому же количеству потребляемого. Хорошо это или плохо — вопрос весьма спорный. С одной стороны, массовое потребление пива несет благо: развивается пищевая промышленность, сельское хозяйство, сокращается безработица, платятся налоги и сборы, внедряются новые технологии. О пользе пива пенного для здоровья сказано, написано и спето уже очень и очень много: существуют целые издания и интернетовские сайты, посвященные этому напитку и его целебным свойствам, что, согласитесь, весьма показательно. Но история пива пишется и в наши дни — каждый Праздник пива — это еще одна интересная страница.

(Продолжение в следующем номере.)