ЧТО, ГДЕ, КОГДА
30 июня 98-го года. Около девяти часов утра. У своего дома по улице 50 лет ВЛКСМ застрелен Марат Садыков, небезызвестный в городе человек. С первых же минут убийство стали называть заказным. Масштаб личности убитого давал для этого основания: президент спортивного клуба «Сибиряк» вел коммерческую деятельность, не скрывая, что намерен столь же активно заняться политикой.
Теперь каждый обыватель скажет, что количество участников убийства по заказу не может равняться одному.
ИХ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ТРОЕ
Дело об убийстве Марата Садыкова рассматривал Омский областной суд. Как следует из обвинительного заключения, мысль об убийстве Садыкова принадлежит его водителю Андрею Чижевскому, негласно считавшемуся его же телохранителем. Идею поддержал Игорь Клименок, занимавший в ту пору пост вице-президента «Сибиряка», исполнил же задуманное некто Гор Авакян, никакого отношения к клубу не имеющий. Это Клименок, говорится в обвинении, нашел исполнителя, предложив ему вознаграждение в тысячу долларов. Это он показал Авакяну дом, в котором живет Садыков, рассказал о времени и маршруте движения намеченной жертвы, снабдил пистолетом и спортивной одеждой, в то утро на своей машине привез убийцу к месту происшествия, дождался, пока тот сделает свое дело, и увез. Позже Чижевский и Клименок, утверждает обвинение, отдали Авакяну шесть тысяч восемьсот рублей (в то время — тысяча долларов).
Ни по одной из предъявленных статей виновным Клименок себя не признал. Обвинение считает полностью надуманным. Ни с кем об убийстве не говорил, пистолет и одежду никому не передавал, денег тоже, никого утром 30 июня в Чкаловский поселок не возил. Авакяна же знает, как сына женщины, у которой снимает жилье.
Авакян, в свою очередь, вину признал частично. Да, убил, но не по заказу, а из-за личной неприязни. Футболка, шорты, пистолет его. Сам выследил, сам убил, денег ни от кого не получал. Клименка знает, поскольку тот снимает две комнаты в коммунальной квартире его, Авакяна, матери.
Третьему соучастнику вопрос о признании себя виновным суд не задавал: Чижевского на скамье подсудимых не было. Он объявлен в розыск.
КАКОГО ЦВЕТА БЫЛА ФУТБОЛКА
Вслед за подсудимыми на вопросы суда отвечали потерпевшие.
Ниже — почти дословный рассказ о том июньском утре года жены погибшего, Татьяны Садыковой, изложенный ею в ходе судебного разбирательства. Она, если Чижевского считать соучастником преступления, первой поняла, что произошло у стоявших возле подъезда ее дома белых «Жигулях».
— Мы проснулись. Шел дождик. Марат стал собираться на работу. Я попросила подвести меня до поликлиники. Минут за десять до девяти в дверь постучал Чижевский. Когда я его увидела, мне показалось, что он чем-то раздражен. Сказал, что будет ждать в машине, и ушел. Марат пошел за ним почти следом, а я задержалась минуты на две. Свет погасила, двери закрыла. Стала спускаться, мы жили на пятом этаже. На первом этаже услышала хлопки, один или два. Еще в дверном проеме увидела стоявшую у подъезда машину, в ней по пояс находился человек. Что? Да, это была задняя правая дверца. Увидела, что стекло разбито. Опять услышала хлопки. Человек потом вылез и побежал за дом, в сторону магазина. Происходило все секунд десять. Я побежала к машине, подумала сначала, что это наркоман. Муж всегда свою барсетку на заднее сиденье бросал, вот и подумала, что это за ней полезли. К машине подбежала со стороны водителя. Дверь открыта, и Чижевский вываливается так странно… Голова мужа лежала на водительском сиденье. Закричала про скорую помощь, стали люди подходить. Побежала к телефону-автомату, сама скорую вызвала. Прибежала обратно. Надо, думаю, первую медицинскую помощь оказать. Пульс у Марата пощупала и поняла, что он убит.
Рассказ этот в целом не противоречит данным суду показаниям Авакяна. Разнятся детали. По его словам, одет он был в футболку зеленого цвета. Татьяна Садыкова говорит, что футболка была красная («может быть, темно-красная»). Она утверждает, что видела короткий ежик на голове и лицо убийцы в профиль, когда его тело по пояс находилось в автомобиле. На вопрос судьи, могли этот человек быть тем лицом, что видит она сейчас на скамье подсудимых, просит Авакяна повернуть голову и без колебаний дает утвердительный ответ.
Есть еще одна деталь, на которую важно обратить внимание, поскольку именно этот случай, как утверждал на слушании Авакян, стал причиной его неприязни к Садыкову, следствием чего и стало собственно убийство. «Он меня ударил головой в лицо», -вспоминает Авакян конфликт мая 97-го года с неизвестным ему мужчиной, в котором он позже случайно узнает Марата Садыкова. «Брат не мог ударить головой, она у него постоянно болела после контузии», — дает свою оценку событию Евгений Садыков, младший брат Марата.
Суду пришлось выслушать немало подобных противоречий. Каждый из участников судебного процесса был предупрежден о даче ложных показаний, поэтому надо считать, что все сказанное ими — правда. Если и есть места, где эта «своя» правда имеет право на существование, то никак не в зале суда. Чтобы найти истину, суд и выслушивает все стороны.
ЧТО СКАЗАЛ ПРОКУРОР
Он полностью поддержал обвинительное заключение о наемном убийстве и в адрес Клименка, и в адрес Авакяна. Последнему в смягчающих обстоятельствах государственный обвинитель отказал. Обстоятельством, смягчающим приговор Клименку, сказал прокурор, является маленький ребенок. И попросил дать Авакяну 16 лет строгого режима, Клименку — 13.
Маме Игоря Клименка стало плохо. Вызову «скорой» в зал суда через минуту дали отбой. Женщину привел в чувство нашатырный спирт, флакончик с которым достала из своей сумочки Татьяна Садыкова.
«Пусть получат то, что заслужили». На вопрос судьи согласны ли они с мнением прокурора, брат погибшего ответит такими же словами, как его жена: «Согласен. Что заслужили, пусть получат».
Затем в прениях выступили адвокаты подсудимых. Защитник Авакяна говорил о нарушениях, допущенных на стадии предварительного следствия, о том, что не доказано, из какого именно оружия были сделаны те выстрелы, да и вообще непонятно, сколько пистолетов фигурирует в деле. Один, два, три? Или даже четыре?
Речь адвоката Клименка длилась вдвое больше. Сказал, что покушение на Марата Садыкова было возможным, учитывая особенности его личности и деятельности. Но при чем здесь его подзащитный, который никаких неприязненных чувств к погибшему не испытывал? Сказал, что изначально следствие выбрало одну версию, ничего общего с действительными событиями не имеющую. Что мотив, из-за которого именно Клименок мог решиться на убийство, выглядит неубедительно. А потому прозвучать должен единственно возможный вердикт — оправдательный.
«Хочу извиниться перед близкими Садыкова. А также Клименка и Чижевского, которых я оговорил. Я действительно виноват». Последнее слово Авакяна было кратким.
Клименок говорил много. К судье, как и на предыдущих заседаниях, обращался только так: «Ваша честь». Свою причастность к преступлению отрицал категорически, здесь находится как жертва оговора. Называл статьи УПК, по которым, по его мнению, были допущены нарушения, говорил о психологическом давлении на него и Авакяна во время следствия. Ссылался на Конституцию, просил суд учитывать при вынесении приговора постановления пленумов Верховного суда (номер, дата) и Конституционного (номер, дата). Сам сделал вывод: «уголовное дело по статье 105, часть вторая, 222, часть вторая, в отношении меня должно быть прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Прошу прощения у своих близких за те волнения, которые им доставило мое задержание. Чтобы ни случилось, знайте, что я не виноват».
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О том, что приговор будет вынесен именно в этот день, 10 августа 2001 года, говорило обилие телевизионных камер. По каким-то причинам происходит задержка на полчаса. Через сорок минут девушка-секретарь приглашает в четвертый зал, тот самый, в котором две недели назад начались слушания по этому делу.
Не успев рассесться, все встают. Текст приговора успеваю записывать разрозненными предложениями. «Авакян совершил по найму, Клименок… подстрекательство… вступили в преступный сговор… вознаграждение в тысячу долларов.. сначала нож, Авакян побоялся, что не справится, у Клименка находился в незаконном хранении пистолет ТТ.. 29 выехали в лес, проверили оружие…но в этот вечер Садыков был не один… утром 30 июня встретились, Чижевский сказал стрелять через заднее правое стекло. Чижевский должен был по плану преследовать Авакяна. Клименок 30 июня привез на старый вещевой рынок, дал спортивную одежду, зеленую футболку с красными вставками по бокам… дождался…Чижевский ранен в правую ногу…убийство и ранение из собственного пистолета Садыкова…для продажи Клименку…- наличие неприязни не означает, что не может быть по найму…мотивы и цели Клименка юридически не противоречат. . .Чижевского в отдельное уголовное дело…доводы подсудимых.. уйти от ответственности .. .стационарная психолого-…экспертиза… Авакян адекватное поведение, вменяем…руководствуясь статьями, суд приговорил признать виновными Авакяна в совершении преступления… Клименка в совершении …предусмотренных статьями …в соответствии со статьей…назначить наказание Авакяну окончательно 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима, Клименку 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Приговор понятен? Осужденные… обжаловать приговор… семи суток… могут опротестовать и потерпевшие».
Маме Клименка снова стало плохо.