МИФЫ КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

МИФЫ КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Социология - это наука о том, как приставать к людям с глупыми вопросами, а потом делать умные выводы. Попытка устроить социологический опрос на автобусной остановке была совершенно ненаучна, но тоже позволяла сделать определенные выводы

Потому что если десять человек почти слово в слово повторяют одно и то же, то это что-то значит. И не нужно анализировать массы анкет. Значит — в общественном сознании существует устоявшийся миф, в который верят все.

Я пыталась выяснить следующее; как люди относятся к жилищно-коммунальной реформе, которая наконец-то началась в нашем городе? Стоит сказать, что наши депутаты выбрали для первых шагов удобное время. Сообщение о том, что за отопление и горячую воду нужно будет платить гораздо больше, чем в прошлом году, не повергло омичей в шок. Видимо, потому, что в летнюю жару трудно думать, что проблемы отопления скоро станут весьма актуальными. И вспоминать, как замерзали прошлой осенью Нефтяники, тоже не хочется. Поэтому на мой вопрос отвечали одинаково: «А что подулать? Все равно в конце концов придется платить по тарифу полностью…»

Как всякое упрощение, это — миф. Реформа — это не всего лишь стремление бюджета избавиться от необходимости платить дотации. Интересно, как ему, бюджету, это удастся? Например, семья молодых учителей, имеющая 2 детей и живущая в двухкомнатной квартире (то есть не пенсионеры, не инвалиды, а вполне трудоспособные молодые люди с высшим образованием), будет вынуждена платить за коммунальные услуги более 60 процентов дохода. И попадет в категорию «социально необеспеченных». Если как следует заняться арифметикой, то окажется, что под закон о компенсации платежей, превышающих 25 % от дохода семьи, попадут чуть ли ни 40 процентам омичей. Поэтому простым 100-процентным сбором платы с населения реформа не закончится.

Еще более мифологичным был ответ на извечный русский вопрос «Что делать?» Видимо, в сознании людей он неразрывно связан с вопросом «Кто виноват?», и поэтому наиболее часто встречающийся ответ был: «Сделать так, чтобы чиновники не воровали».

Пожелание благое. Но совершенно не соответствующее истине. Точнее, может, в создавшейся ситуации и виноваты какие-нибудь чиновники, но они давным-давно уже на пенсии или вообще — в мире ином.

Сравните две-три цифры. Тариф по теплоснабжению в муниципальных домах (пока, до завершения расчетов на новый отопительный сезон) — 2,64 рубля в месяц за квадратный метр. В то же время в «канадских» коттеджах, оборудованных автономными газовыми системами отопления, в пересчете на 1 квадратный метр это самое отопление обходится в 67 копеек в месяц.

Первая очередь строительства была завершена коттеджей по канадской технологии на улице Волгоградской. Начиналось это строительство еще в 1996 году, когда как-то верилось, что и у нас будет свой «средний класс». В смысле — не «новые русские», а нормальные зажиточные люди, которым Особой роскоши не нужно, но и в халупах они жить не хотят. Построены 14 «экспериментальных» домов — точно таких же, в каких живет половина канадцев — от хороших шоферов или строителей до молодых адвокатов и врачей. Так вот, владельцы коттеджей не получают никаких дотаций. Почувствовали разницу? Просто практически нет потерь тепла. Нет теплоцентралей, а многослойные стены «держат» тепло не хуже, чем сложенные из двухобхватных бревен.

Еще одна цифра. Все омские школы, установившие в 2000 году тепло-счетчики, стали платить за отопление на 30-40 процентов меньше. Значит, почти половина наших денег уходит на то, чтобы «коптить небо».

Все это наконец-то потихоньку начинает доходить и до наших властей. Конечно, когда на дотации «спускается» достаточно много денег, то чем хуже — тем лучше. Но коммунальная реформа — это, прежде всего, отказ федерального центра «платить по счетам» за местную бесхозяйственность. Поэтому нынешним летом сообщения о подготовке городского хозяйства к зиме напоминают сводки с поля боя. Пресс-служба мэрии убеждает омичей, что грядущей зимой город не заморозят. Так, по данным на 8 августа, подготовлено к отопительному сезону 1 977 домов, капитальный ремонт завершен в 177 домах. Работы ведутся еще на 138 объектах. Тепловые сети отремонтированы на 45,3 %. Капитальный ремонт котельных выполнен на 60 %. Даже лучше, чем были, например, в 86 году. Тогда в Омске на начало августа ремонтные работы на теплосетях, снабжающих городской жилой фонд, были выполнены лишь на 30 %, что послужило причиной обсуждения в горкоме КПСС.

Впрочем, в те годы об экономии чего бы то ни было вообще не думали. Все в России дома массовых серий, построенные с 60-х по 80-е годы, не соответствуют сегодняшним нормам по теплоизоляции. То есть на их отопление требуется в 1,5-2 раза больше энергии, чем на отопление современного дома с многослойными стенами и «прослойкой» утеплителя.

Сейчас, правда, когда прижало, в теплосбережение начали вкладывать деньги. На последней «Омской строительной неделе» тема экономии энергии и материалов-утеплителей была чуть ли ни самой популярной. Уже принято решение о строительстве первого в Омске многоэтажного энергоэффективного дома-термоса. Разрабатывается программа «Кристалл» — программа массового строительства дешевого и в производстве, и в эксплуатации жилья.

Но насколько это все поздно! И как долго еще придется оплачивать нам бездумные решения 20-30-летней давности!

Поэтому, оказывается, что никто сегодня не виноват. Точнее, виноватыми будут те, кто не сможет расплатиться с ЖЭКом. На тех квартировладельцев, у которых долг превышает определенную сумму (правда, сумма эта еще уточняется), будут подавать в суд. А по решению суда у них будет изыматься имеющаяся собственность — та же квартира (потому что со злостного неплательщика, как правило, взять больше нечего). И вот энергетики окажутся владельцами большого количества, разваливающегося жилья. Будут ли они его «доводить до ума» и превращать в энергоэффективное — или бросят, разрешив жить обитателям трущоб, как тем вздумается, но без всяких «удобств»? Время покажет…