МЫ ДОБИРАЛИСЬ непросто. Москва — Ноябрьск — Хатанга — остров Молчаливый — Анадырь и обратно через Игарку и Сургут — домой… Четверо суток, 15000 километров, около 30 часов в воздухе ради того, чтобы увидеть край земли — Чукотку.
Там сейчас лето. Как говорят местные, в этом году — хорошее. Чукчи, когда ловят рыбу на своих плоскодонках, даже снимают верхнюю одежду — загорают. Тихий океан зеленовато-седой, как Иртыш в большую грозу. Густой, тяжелый прибой позволяет ощутить — насколько он огромен, какие неподъемные массы воды ворочает. И без жадности отдает рыбу — четырех-пятикилограммовую кету можно поймать небольшой сетью прямо с берега. Что нам и продемонстрировали рыбаки поселка Тавайваам.
Над улицами Анадыря -столицы Чукотки — постоянно кричат чайки и иногда пролетают низко, как ласточки.
Люди приезжают сюда издалека. Приезжают, и часто остаются навсегда… Ловить рыбу. Охотиться. Добывать нефть. Остаются, потому что здесь — покой, первозданность и нет суеты. И все это очень скоро начинает отражаться в их глазах.
Большую часть пути мы проделали на чартере Ан-74. Небольшой самолет был битком набит людьми (с нами от Ноябрьска летели вахтовики) и грузом. Было тесно. Как кто-то сказал, «ноги складывали на плечи соседа». Но не было злости, которой обычно дышат переполненные городские автобусы!..
И когда после всех скитаний наш Ан-24 рейсом Сургут-Омск приземлился в родном аэропорту, и мы вывалились из самолета в расплавленный жарой город, первое, чего захотелось — вернуться обратно. Очень уж там хорошо — на краю земли.
Быть может, еще и потому, что в этом году началось масштабное освоение Чукотки и здесь сейчас парит дух первопроходцев. На острове Молчаливый компания «Сибнефть-Чукотка» бурит первую разведочную скважину. По словам главного геолога компании Анатолия Ивановича Кима, запасы нефти на шельфе оцениваются в 5,5 млрд. тонн! Это богатство — и есть основа будущего экономического расцвета Чукотки.