Многим также известны расположенные здесь шоу-центр «Bolero» и «запущенное» одним из первых в городе казино. Хотя построенное в 1964 году на слиянии двух сибирских рек здание речвокзала, казалось бы, самой своей аурой должно настраивать на особенный лад, внушать мысль о заморских странах и путешествиях… Да вот хоть взять и махнуть вниз по Иртышу до Тары или Салехарда!
Сделать это сегодня непросто. И дело вовсе не в том, что омские речники, увлекшись перевозкой грузов, совсем забросили убыточные пассажирские перевозки. Нет, рейсовые «Восходы», «Зари» и еще более мощные теплоходы по-прежнему регулярно бороздят гребни иртышской волны, высаживая и принимая на борт людей, проходящих через «речные ворота Омска». Беда только в том, что в этих «воротах» и пассажиры, и речники чувствуют себя, мягко говоря, неуютно.
Впервые попавший на речвокзал человек не сразу сообразит, что к чему. Вокруг кричащие вывески магазинов, чуть более сдержанные — турфирм и авиакасс, протягивают всякую всячину витрины киосков, снует озабоченный торговый люд… Внятно объяснить путешественнику, где, собственно, сам вокзал, где можно купить билет на «Ракету», чтобы отправиться на ней, например, в Таборы, вряд ли сможет хоть кто-то. Никаких намеков вроде указателей или табло. И даже еще недавно наличествовавшие на самом здании надписи «Омск» (с реки) и «Речной вокзал» (со стороны площади) куда-то подевались. Одной лишь выполненной в камне «Схеме водных путей Иртышского бассейна» еще удается удерживаться на фасаде.
Только поднявшись на второй этаж новоявленного ярмарочного комплекса, можно почти случайно наткнуться на приютившуюся в углу кассу по продаже билетов на речные маршруты. Еще глубже в тупичок засунуты схемы с расписаниями рейсов, планы посадочных мест и прочая информация. Дверь медпункта на первом этаже стиснута витринами двух киосков, исчезли автоматические камеры хранения, а что теперь скрывается за дверьми, где хранился крупногабаритный багаж пассажиров, руководству омского речпорта вряд ли известно.
Печальную страницу в истории речного вокзала, пожалуй, начали писать сами омские портовики, приветив на заре 90-х в стенах этого здания частных торговцев. Хотя в то время выглядело это вполне логичным, тем более что не создавало никаких помех обслуживанию пассажиров. Однако вскоре оживленная торговля привлекла внимание не только заинтересованных в развитии своего бизнеса коммерсантов, но и областные власти, в собственность которых к тому времени перешло здание, признанное памятником архитектуры. Странно, что к памятникам была причислена только центральная часть комплекса (помещение речвокзала), находящиеся здесь же гостиница и ресторан «Маяк» были благополучно приватизированы.
Помещениями вокзала в этот период распоряжалась посредническая организация — ТОО «Торговый дом «Новый». Портовикам же областной комитет по управлению имуществом предложил заключить договор безвозмездного пользования зданием, который фактически означал для порта отмену возмещения дотаций за убыточные пассажирские перевозки. Затратный в содержании имущественный комплекс вокзала не взяли на баланс ни Иртышское пароходство, ни государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. Денег на ремонт здания у портовиков всегда не хватало, это и привело к тому, что оно было признано аварийным и требующим срочного ремонта.
В 1999 году у новых хозяев руки дошли только до крыши здания. Причем одновременно с заменой фрагментов кровли вокзал лишили всех опознавательных знаков, сняв с фасада буквы, составляющие надписи «Речной вокзал» и «Омск». Ремонт проводился на средства, поступающие от аренды площадей, где торговля шла полным ходом. Вероятно, для того, чтобы увеличить размер поступлений, решено было передать речвокзал на баланс сначала 000 «Прессинг», а затем созданному для эффективного управления имуществом Омской области госпредприятию «Траст».
Распоряжение губернатора на этот счет портовики получили в июне прошлого года. Однако, уловив его суть, они долго не могли поверить в то, что арендовать площади, необходимые для осуществления социально значимых пассажирских перевозок, им придется практически на тех же условиях, что «Траст» предлагает и коммерсантам. Получив столь «заманчивое» предложение, в омском речном порту еще полгода провели в ожидании, что теперешние хозяева здания одумаются. Но так и не дождались.
В январе текущего года все службы порта были выселены из здания речвокзала. Причем их отъезд напоминал бегство французов из горящей Москвы. Портовики вывезли все, что смогли — мебель, включая кресла из зала ожидания, автоматические камеры хранения и т.д. Говорят, в спешке они пытались даже демонтировать систему пожаротушения и калориферы, используемые для отопления здания.
С открытием навигации, когда пришла пора пассажирских перевозок, портовики вернулись. Но отнюдь не на правах хозяев, так как большинство принадлежавших прежде службам порта площадей в здании вокзала уже заняли киоски и павильоны. После вмешательства в конфликт российской транспортной инспекции портовикам было выделено 145 квадратных метров площади. В три комнатки, почему-то до сих пор не имеющие дверей, вселились диспетчеры и дежурные по причалу, в обязанности которых входит отправление судов в рейсы. Кроме этого, им приходится выносить чайник с кипятком на прибывшее судно, так как буфета для экипажей и обслуживающего персонала теперь на вокзале нет. Еще в более спартанские условия попадают прибывшие на речвокзал пассажиры. Отсутствие камер хранения, куда можно было бы сдать багаж, — это еще полбеды. Беда в том, что теперь во всем здании ожидающий прибытия своего рейса омич, собираясь присесть, не найдет ни одного кресла, а на причале, если позволит погода, — ни единственной лавочки. Так и слоняются они, неприкаянные, среди ярмарочных витрин, волоча за собой объемные баулы, до тех пор, пока их не пригласят на посадку. Причем громкоговорящая связь, которая прежде велась из диспетчерской, теперь на вокзале отсутствует. Пассажиров созывает голосом, не усиленным никакими приспособлениями, дежурная по причалу. Соответственно, никакой оперативной информации о прибытии или задержке судов люди не получают.
Оставаться в здании речвокзапа после того, как закончит свою работу торговый люд, никому не позволит охрана. Из-за нее прибывшие к первому рейсу пассажиры вынуждены околачиваться перед закрытой дверью, а командирам речных судов приходится прилагать определенные усилия, чтобы попасть в медпункт на предрейсовый медосмотр. После закрытия ярмарки в здание не пускают даже с билетом, впрочем, и делать здесь ожидающим транзитных теплоходов пассажирам особенно нечего. На речвокзале теперь нет ни комнаты матери и ребенка, ни гостиницы, то есть имевшихся прежде комнат длительного отдыха, где можно было переночевать.
Сегодня в городе ведутся разговоры о том, чтобы восстановить существовавшую прежде на речвокзапе конечную остановку автобусного маршрута. По логике вещей, все «ворота» города должны быть связаны транспортным сообщением, чтобы прибывающие в Омск путешественники могли без проблем добраться с одного вокзала на другой. Но в данном случае речь вряд ли идет об удобстве пассажиров, скорее автобусный маршрут, по замыслу его сторонников, необходим для привлечения на ярмарку большего числа покупателей. В сложившейся ситуации, как-то совсем не вяжущейся с проводимым областными властями курсом на развитие северных районов региона, трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что речных «ворот» в Омске нет. Хотя здание одного из лучших в Сибири речных вокзалов по-прежнему является достопримечательностью города, пользы омичам оно практически не приносит. И даже если при таком стиле управления недвижимым имуществом бюджет региона получает значительно больше средств, кто сказал, что в погоне за прибылью можно отбирать у жителей области то, что принадлежит им по праву?