Омичи, издавна отличавшиеся любовью к растениям, приходят на выставку семьями, часто не по одному разу. Маленький сквер у ДК им. Дзержинского, по-моему, собирает больше посетителей, чем все городские оптовки вместе взятые. Посетителей столь много, что милиции приходится регулировать наполнение павильонов. От этого образуются очереди не меньшие, чем в приснопамятные годы за колбасой.
Оживленный людской поток не вмещается на узкие тропинки, и посетители невольно вытаптывают экспонаты вдоль тропок. На моих глазах были растоптаны кочаны капусты, высаженные вдоль тропинки, ведущей к павильону Кировского округа. Столпотворение на «Флоре» наблюдается не только в выходные, но и в будни. Причем в будни народу, как ни странно, даже больше. Рассматривать цветочные композиции в жуткой толчее и духоте — удовольствие, прямо скажем, на любителя. Однако если почитать книгу отзывов в любом из павильонов — то там сплошной восторг от увиденного и слова благодарности флористам и агрономам, сотворившим эту красоту. Из знаков препинания лишь — восклицательный знак.
Приходить на «Флору» до ее официального открытия не принято. Однако подготовительный процесс, «кухня» выставки весьма занимательна. Еще с весны в каждом районе разрабатываются проекты оформления павильонов и прилегающей территории. Они утверждаются в соответствующих инстанциях, и агрономы начинают выращивать материал для будущих композиций.
За несколько дней до открытия агрономы и флористы оформляют экспонаты. К счастью, этого времени хватает не только для воплощения первоначальных замыслов, но и для переделки. Так, в этом году агрономы одного из округов первоначально засадили клумбы вокруг павильона архискромными бархатцами. Приехавшие специалисты из окружной администрации, сопоставив с тем, что насажено вокруг других павильонов, приказали в спешном порядке заменить бархатцы на сальвию. Ее агрономы собирали по городским клумбам.
Несмотря на то что оформление павильонов начинается примерно за неделю до церемонии открытия, многие композиции делаются в последний день, вернее, в последнюю ночь. Ведь экспонаты требуют ежедневной замены увядших цветов.
Даже обыватель, не следящий за новыми веяниями в цветоводстве, способен оценить уровень мастерства флористов из разных округов. Лучшие, безусловно, оформляли экспозицию Центрального округа. Все они работают в «Белой орхидее». Однако при всей красоте их композиций им не хватило идеи, объединяющей экспонаты. Общая идея — озеленение Омска с послевоенных лет до наших дней — ярче всего выражена в творениях флористов Октябрьского округа. Флористы посетовали, что их разработки не используют в озеленении Омска. Хотя это не требует огромного вложения. Обидно.
Из-за толчеи сфотографироваться возле цветочных композиций в этом году было весьма сложно, поэтому люди снимки на память о пятидесятой выставке чаще всего делали в беседке и у композиции со змеей, обсаженной кактусами поразительной величины и красоты.
В этом году флористы из Октябрьского округа впервые реализовали давнюю идею — отделили цветочные композиции от овощей и фруктов. Переломить сложившуюся традицию смешения цветов и кабачков — помидоров было нелегко. Садоводы долго упирались. В итоге витаминная продукция была размещена у входа в павильон. Для разделения есть и научное обоснование. Созревающие овощи и фрукты выделяют этилен, способствующий быстрому увяданию цветов. Из-за этого в цветочных композициях ежедневно приходится менять до трети, а то и половину растений.
Наверное, пора проводить выставки в соответствии с новыми мировыми тенденциями. Одну — посвященную цветам и ландшафтному дизайну, а вторую — дарам садов и огородов. Тогда посетители смогут лучше рассмотреть творения флористов, а заодно перенять опыт по оформлению своих участков горками, водоемами, сочетаниями различных растений. На выставке достижений садоводов и огородников можно будет лучше представлять новые сорта, обмениваться опытом в агротехнике.
Выяснить точно, кто же был инициатором проведения цветочных выставок, сегодня уже невозможно. Есть версия, что идея принадлежит директору питомника Г. Д. Шкулову, которого поддержал тогдашний председатель горисполкома Рождественский, с именем которого связана репутация Омска как города-сада.
Первоначально «Флоры» проходили в теплицах питомника, известного ныне как «Декоративные культуры». Площадь экспозиции была небольшая, ассортимент растений весьма скромен. Но уже тогда выставки привлекали большое количество посетителей. В 1964 году «Флора» проходила на втором этаже только построенного Речного вокзала. Несмотря на довольно большую площадь по сравнению с теплицами, даже на ней «Флоре» было тесновато.
По словам Ирины Федоровны Сухих, композиции в те годы делали, в основном, из астр, георгинов, гладиолусов, которые выращивали в садах и на заводах. Тогда выставлялось много горшечных растений. Поразить каким-нибудь невиданным растением или сортом было весьма сложно. За семенами новых сортов приходилось ездить в Москву. В Омске их купить было невозможно. С 1965 года «Флора» проходит в сквере у ДК им. Дзержинского. Постепенно ассортимент растений расширялся. В моду стали входить ковровые растения, всевозможные седумы, иризина, алиссум. Из них цветоводы выкладывали всевозможные орнаменты, пользовавшиеся неизменным успехом. Например, на заводе им. Баранова из ковровых растений выложили часы и календарь. Каждый день меняли число.
Молодым флористам, наверное, трудно представить проблемы, с которыми сталкивались их коллеги в 60-е — 70-е годы. Купить вазы было весьма сложно. Поэтому банки украшали по мере возможностей. Чаще всего прикрывали газоном. Потом стали применять колбы. Из-за отсутствия оформительских материалов необходимый изгиб цветам придавали с помощью проволоки. Когда появилась керамика, все стали использовать ее.
Одно время, как вспоминает Ирина Федоровна, на «Флоре» из-за стандартного набора цветов во всех павильонах особое внимание стали уделять оформлению стен павильонов всевозможными полками, подвесками. Причем оговаривалось, что весь павильон оформляется, допустим, резьбой по дубу.
Когда в середине семидесятых приехавшие из города-побратима венгры за одну ночь сделали огромную композицию из гвоздик, то произвели фурор. Главный вопрос, которым задавались почти все посетители — как им удалось так хорошо наклонять растения, не используя проволоку? Оказалось, что это «оазис», о котором в Омске не имели представления даже профессиональные цветоводы. Конечно же, все хотели заполучить себе хотя бы несколько кирпичиков. Однако борцы с «иностранной заразой» выслали в Венгрию все до единого кусочка. По счастливой случайности Арнольд Ануфриев, бывший агроном «Полета», обнаружил применявшийся в строительстве утеплитель, отдаленно напоминавший «оазис». Несмотря на пористость, сравнимую с оазисом, воду он удерживал весьма плохо. Но даже его достать цветоводом было весьма непросто.
В семидесятых, по словам Ирины Федоровны, цветы новых сортов можно было купить и в Омске. Георгины и гладиолусы вышли из моды. Началась эпоха роз.
Выделить самый модный на сегодня цветок весьма сложно. Флористы используют очень много растений, о которых десять лет назад даже никто не слышал. Многие из них продаются в открывающихся то тут, то там цветочных магазинах. С отставанием на год-два эти же растения начинают массово продавать цветоводы-любители. На цветочных развалах в этом году можно было найти самые разные растения. Но больше всего бросалось в глаза обилие кактусов. Такое ощущение, что в домах творчества и детских клубах только и выращивают кактусы. К сожалению, видовое разнообразие оставляло желать лучшего.
Популярность «Флоры» год от года только увеличивается. Павильоны стали малы и для экспозиций, и для такой массы посетителей. Торговые ряды, которыми раньше была занята часть сквера, что мешало посетителям, уже напоминают оптовку. Наверное, пора подумать о новых павильонах для «Флоры», рядом с которыми были бы какие-то прилавки для цветоводов-любителей.