Табак, алкоголь и многие лекарства можно запросто приобрести в киосках, магазинах или аптеках даже детям. Ажиотажная реклама табачных изделий и пива сегодня достигла небывалого размаха. Нетрудно догадаться, какую реакцию она вызывает в психике тех же подростков: им хочется попробовать, а потом повторить.
Отравлений табаком пока не зафиксировано. А вот алкоголем и его суррогатами — сколько угодно. По данным токсикологического отделения детской областной клинической больницы, эти отравления составляют 16-20 процентов от всех других. Сюда попадают дети и подростки в возрасте от 10 до 15 лет со всевозможными отравлениями — от легкой до тяжелой степени. Но находятся на лечении только те пациенты, что доставлены сюда в коматозном состоянии. В случае, если они не постоянные клиенты, долго здесь с ними не возятся. Однако блудный сын рано или поздно возвращается в свою обитель. Так и для 12-летнего детдомовца, ведущего бродяжнический образ жизни, токсикоотделение стало родным домом. Сюда он «заглядывает» чуть ли не каждый день. Врачи еще не свыклись с тем фактом, что аналогичное случается и с другими детьми. Самое страшное, что их родителей и с милицией не сыщешь. Они зачастую и не помнят, что у них есть сын или дочь. Риск возникновения раннего детского алкоголизма у детей из таких семей, по мнению заведующего детским токсикоцентром Виктора Альбековича Еремеева, составляет 99,9 процента.
— Мы отнюдь не преувеличиваем. На данный момент у нас не зарегистрировано ни одного пациента с таким диагнозом. Но с детьми, страдающими этим заболеванием, нам приходится работать очень часто. При употреблении алкоголя в столь раннем возрасте постепенно всего лишь за три года формируются признаки второй стадии зависимости, и болезнь тогда протекает более злокачественно. Психическая зависимость при этом составляет 100 процентов.
После выведения детей из комы, их отправляют с рекомендацией к наркологу в диспансер. Правда, существенной роли она не играет. Пациенты, злоупотребляющие снотворными препаратами и алкоголем, как правило, пытаются избегать медучреждений подобного рода. Да и многие родители, переживающие за своих чад, никак не хотят верить, что их ребенок — алкоголик. Пока они не осознают, что им грозит беда.
— Возможный выход видится, как мне кажется, в активной позиции органов местного самоуправления, во внимании Торгинспекции, в конце концов, в создании муниципальной системы наркотической помощи, осуществляемой в принудительном порядке, — считает В.А. Еремеев.
Подростки начинают курить и пить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности, улучшения трудоспособности, от нечего делать и при зубной боли, для успокоения нервов… Как ни дико, но многие из них говорят так: «Пиво и водка — мое хобби». А ведь многим из них еще нет и двенадцати…