Говорилось об отсутствии с их стороны жесткого контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений там, где они были заключены. И о том, что 30 процентов профсоюзных организаций до сих пор не вовлечены в систему договорного регулирования трудовых отношений. А на многих малых и средних предприятиях профсоюзных организаций вовсе нет.
Какой вывод сделали профсоюзы из обсуждения на расширенном заседании коллегии 25 сентября, какие практические меры уже предприняты во исполнение указа губернатора Л. К. Полежаева «Об обеспечении условий соблюдения трудовых прав и гарантий работников на территории Омской области», мы попросили рассказать председателя федерации омских профсоюзов Валерия Степановича ЯКУБОВИЧА:
— Да, все, в чем обвинялись профсоюзы на расширенном заседании коллегии по вопросам заработной платы, имеет место. Часть профсоюзных комитетов все прошедшие годы пребывала в спячке, забыв о своей главной роли защитника интересов трудящихся. Некоторых лидеров профсоюзов — и об этом надо прямо сказать — руководители предприятий прикормили высокой зарплатой и прочими материальными поблажками. И в результате они стали играть роль бамперов во взаимоотношениях трудовых коллективов с директорским корпусом. Шли к людям и убеждали их, что руководство предприятий пока не в состоянии повысить им заработную плату, погасить долги и так далее. Надо, мол, еще немного потерпеть. Вот когда заработаем стабильно и с прибылью, тогда и материальное вознаграждение можно будет повысить.
Но если до поры до времени страусиную позицию профкомов можно было в какой-то мере оправдать глубоким кризисом экономики, тем хаосом, который последовал за непродуманными решениями тогдашнего правительства страны (попробуй защити рабочих, когда их тысячами выставляли за ворота), то сегодня — совсем иная ситуация. Есть позитивные сдвиги в экономике. В большей части отраслей наблюдается серьезный рост объемов производства. И у людей, работающих в этих отраслях, появилось право на адекватное повышение заработной платы. Как бы мы сказали по старинке, зарплата должна соответствовать росту производительности труда.
Для того чтобы реализовать это, есть хороший инструмент — коллективный договор между работодателем и представителем наемных работников, то есть профсоюзом. Это — правовой рычаг, опирающийся на федеральное законодательство, и отмахнуться от него руководители предприятий при активной позиции профсоюзов не могут. Но чтобы оживить профсоюзные комитеты, требуется и соответствующая поддержка их со стороны трудовых коллективов. Ведь если условия труда, уровень заработной платы тот или иной специалист обсуждает с глазу на глаз с руководством предприятия, то им трудно будет прийти к обоюдовыгодному согласию. Первый, конечно, заинтересован в реальной оплате своего труда, другой заинтересован в более дешевой рабочей силе, позволяющей выпускать конкурентоспособную по цене продукцию. Ну а так как работодатель на рынке труда — покупатель, а покупатель, как известно, всегда прав, то он примет даже высококвалифицированного специалиста на выгодных для него самого условиях.
Другое дело, если об этих условиях переговоры с работодателями будет вести профсоюзный комитет. Причем, с каким бы раздражающим работодателя пакетом предложений к нему ни пришли из профсоюза, он обязан по закону вступить с ними в переговоры. А по их окончании заключить коллективный договор.
В минувшую пятницу, 5 октября, состоялось расширенное заседание президиума Федерации омских профсоюзов. Перед организациями, входящими в ФОП, поставлена задача заключить договоры там, где их до сих пор нет. А в те, которые уже действуют с начала года, постараться включить предложения, направленные не просто на повышение оплаты труда, но прежде всего на формирование прогрессивной системы в определении заработной платы. В последнее десятилетие ослабла зависимость уровня заработной платы от количества и качества труда, от квалификации работника. И одновременно наблюдается чрезмерная дифференциация по уровню доходов между отдельными профессиональными группами и категориями, которую невозможно объяснить исходя из экономических результатов их деятельности. Такой подход не стимулирует отдачу работника. И зарплату нельзя назвать оплатой реально совершенного объема работы. Это, скорее, пособие для выживания.
На предприятиях города начались проверки рабочими группами межведомственной комиссии по контролю за выплатой заработной платы. В составе рабочих групп — специалисты экономического комитета, налоговых органов. Полагаю, что их компетентные выводы об экономическом и финансовом положении того или иного предприятия послужат подспорьем нашим профсоюзным комитетам в выработке реальных предложений работодателям. Дабы не с кондачка требовать повышения зарплаты, допустим на 25 процентов, а имея на руках подтверждение возможности такого увеличения доходов трудящихся.
Тем не менее мы рекомендовали членским организациям ФОП при заключении колдоговоров и соглашений на будущий год добиваться безусловного включения в них таких условий: полного погашения задолженности по зарплате с ее индексацией не позднее 2002 года: поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже 100 процентов прожиточного минимума в 2002-2003 годах, а в 2002-м — не ниже 60 процентов (на сегодня он составляет, напомним, 1450 рублей — Р. Е.); регулярной индексации заработной платы в соответствии с фактическим индексом цен; повышения доли тарифной части заработка не ниже 65 процентов от общего размера. И некоторые другие.
Как эти рекомендации будут реализованы, покажет время. Их судьба зависит, естественно, во многом от позиции руководителей предприятий. Поэтому я лично разговариваю с ними, интересуюсь их намерениями. Радует, что некоторые уже сегодня позитивно отреагировали на проблему повышения зарплаты. К примеру, генеральный директор ГУП «Омскавтотранс» Г. Н. Рядовой сказал, что если не в октябре, то с 1 ноября на этом предприятии произойдет повышение зарплаты. Как мне стало известно, так же настроен и гендиректор «Омсктехуглерода».