Участники экспедиций уже точно установили, что и многие тысячелетия назад на берегах Иртыша кипела жизнь. Увы, не донесли летописи описания событий старины глубокой. Но археологические находки позволяют представить жизнь и быт древнейших обитателей Прииртышья.
Минувшим летом экспедиция Скандакова работала бок о бок с экспедицией Омского государственного университета. И некоторые раскопы делались совместно.
Интерес к прошлому родного края у ребят заметно повысился. И здесь немалую роль играет музей. Здесь множество интересных экспонатов, принесенных именно школьниками.
Многие пожелали принять участие в экспедиции. Это студенты, учащиеся старших и даже младших классов. Уже в лагере к ним присоединилась группа юных краеведов из Тары под руководством преподавателя Сергея Александровича Алферова.
— И знаете, с таким интересом ребята участвовали в раскопках, какого не всякому взрослому хватает. — Игорь Евгеньевич, чувствуется, еще не остыл от переживаний. — У нас же правила строгие. Установлен определенный порядок. Найден экспонат — тут же нужно установить глубину, место находки. И с каким восторгом, помнится, бегут: «Игорь Евгеньевич, я наконечник копья нашел!». Много интересного нашли именно ребята. Например, Пера Егорова нашла боевой топорик, с которым древние воины сражались с врагами. Экспедиция прошла очень успешно. Найдено немало черепков древних сосудов. А один даже вообще целый! И судя по глубине залегания, изделия относятся к временам неолита задолго до века бронзы! Уже тогда люди перешли от примитивного способа изготовления сосудов на плетеной корзине к ленточному. Еще мы нашли черепки сосуда в форме ладьи. И сейчас думаем над его предназначением. Если для хозяйственных нужд, то проще бы его делать круглым. Видимо, изделие культовое. Обнаружили и след некоего сооружения. Углубление в грунте, а на дне под слоем земли каменные орудия — наконечники стрел, копий! Что это было? Древнее жилище, святилище? Еще будем разбираться. Особую загадку задали каменные орудия. Камня в тех местах и близко нет! Тогда откуда наконечники стрел? Ближайшие выходы каменных пород -Алтай. Южный Урал. Говорить о существовании торговых путей не приходится. И если в европейскую часть России камни притащил скандинавский ледник, а Скандинавия из сплошного камня, то на севере Сибири — тундра! Словом, история загадала нам немало тайн. Однако наша экспедиция занималась не только археологией. Нас интересовала и этнографическая сторона жизни родного края. Мы бывали в деревнях, где жители охотно помогали нам в поисках.
В хранилище музея — потемневшая от времени лодка-долбленка. Она вытесана из цельного ствола.
— Это нам подарили селяне татарского селения Чеплярово, — продолжает Игорь Евгеньевич. — Еще у нас есть деревянная лопата для выемки хлеба из печи, старинная ступа.
Так вот она какая! Словно из сказки явилась! Помните пушкинские строчки: «там ступа с бабою-ягой…»? Такие предметы старины лучше всего помогают школьникам представить прошлое нашего края.
Вступает в разговор главный хранитель музея Наталья Витальевна Шадрина:
— Группа наших ребят побывала в Усть-Таре. И в одном дворе они обратили внимание на старый-престарый сундук. Что за странные узоры на досках? Начали расспрашивать хозяйку, Наталью Александровну Голованову. Та и поведала об одном старинном обычае. Когда невеста выходила замуж, ей в приданое давались три сундука. Один маленький, второй побольше, третий — самый большой. В маленький ей складывали приданое -одежду, белье, посуду и вообще чем богаты. А тот, что побольше, она должна была сама наполнять изделиями собственного производства: холстами, вышивками, платьями, вязанием. И по тому, как скоро наполнит, о ней судили как о рукодельнице. А потом и до третьего сундука доходило. Наш музей и познакомит школьников с такими вот сторонами старинной сибирской жизни!
Наш разговор неожиданно обрел новое направление, касающееся родного края. Точнее — его будущего. Пять лет назад лично мне довелось побывать на первых раскопках, проводившихся на правобережье речки Тары. И помнится, как я восхищался тогда прекрасным сосновым бором, словно списанным с шишкинских картин. Когда я поделился своими былыми впечатлениями со Скандаковым, тот нахмурился:
— Был бор, да пошел под топор. Там бизнесмены сейчас хозяйничают.
Я, признаться, опешил. Зачем рубить пес в водоохранной зоне, когда в том же Васиссе миллион гектаров хвойного леса перестаивает?
— И мы так же думали, — соглашается Игорь Евгеньевич. — Алферов срочно поехал в Тару, и местная газета «Тарское Прииртышье» даже горестную статью напечатала. Мол, куда же местный лесхоз смотрит? И что же? Представители лесхоза мгновенно отреагировали. Приехали — и к нам: «А вы, голубчики, по какому праву тут расположились? Наше разрешение испрашивали?». А вырубленного леса вроде бы и не видят. Пришлось оправдываться. Кое-как умилостивили грозных начальников. А наши ребята уже по собственной инициативе на местах вырубок рассадили сто тридцать сосенок из подроста в бору.
А что касается результатов экспедиции, то они налицо. Омские школьники зачастили в музей. И там, помимо всего прочего. они увидят странную линейку с насечками. Эту вещь музею подарили в Таре. В трудные довоенные и военные годы тарские преподаватели с помощью этой линейки изготовляли из оберточной бумаги тетрадки для школьников. О чем и поведала преподавательница Нина Ивановна Шабалина.
И еще деталь. Преподаватель английского языка Сергей Александрович Алферов так увлекся историей, что, помимо своего основного занятия, сейчас занимается историей, чтобы стать историком-профессионалом.