НЕ РОЙ СЕБЕ ПОГРЕБ

НЕ РОЙ СЕБЕ ПОГРЕБ

Инвалид второй группы 60-летний Александр Ходюков однажды обнаружил, что на месте его земляного погреба установлен... чей-то гараж. Одним углом металлическое сооружение легло ;как раз на крышку люка, закрыв тем самым вход в погреб

— Тогда я почувствовал себя глубоко оскорбленным, — говорит Александр Алексеевич. — А теперь, после многих попыток вернуть свой погреб, я чувствую себя бесправным.

Александр Ходюков — военный пенсионер, прапорщик в отставке. На службе получил травму, из-за которой три года назад ему ампутировали ногу. Он и другие жители Левобережья выкопали погреба в районе улицы Дмитриева еще десять лет назад. Позже, в 1996 году, администрация Кировского округа отвела занятую погребами территорию гаражному кооперативу «Полет-59а». Поначалу гаражи ставили на свободные места, а потом — прямо на погреба. Дошла очередь и до Александра Ходюкова.

С одной стороны, согласитесь, ситуация крайне возмутительная: обидели инвалида, лишив его погреба, который помогал пенсионеру выжить.

Но есть и другая сторона, по которой выходит, что Ходюков сам является злостным нарушителем и его проблемы как бы возмездие за гражданскую неграмотность. По закону, оказывается, его еще следует оштрафовать.

Дело в том, что в начале девяностых в благородном порыве помочь людям выжить власти говорили: ройте себе погреба на свободной территории, а зарегистрируетесь, мол, потом. При этом даже указывали на ближайшие пустыри. Тогда земляные погреба стали появляться по всему городу.

В то время вместе со всеми взялся за лопату и Александр Алексеевич. Месяц кидал наверх дареную, как ему казалось, землю — и выкопал себе овощехранилище площадью примерно 3 на 4 метра. Установил добротный двойной люк. Как и многие другие, о регистрации он мало задумывался, потому что никто его не тревожил и не предупреждал, какие потом сложности могут возникнуть.

Пришли иные времена, и новые чиновники стали называть все эти погреба самостроем, а их владельцев — незаконными землепользователями. Владельцы погребов долгое время и не подозревали, что рискуют по дороге к своему хранилищу наткнуться, например, на забор с табличкой «Стройка». Конечно, формально администрацию никак нельзя обвинить в неправоте. Такое дело — градостроительство.

На жалобу Ходюкова Кировская администрация отреагировала сухо: «Принадлежащий вам погреб не зарегистрирован…» У инвалида нет никаких документов на погреб, поэтому он вряд ли добьется через суд, чтобы гараж отодвинули в сторону.

Как сказал нам начальник отдела малого коммунального строительства администрации Кировского округа Василий Парусимов, он пытался подойти к проблеме Ходюкова не только с формальной, но и с человеческой стороны. Сказать проще, он хотел помочь инвалиду, хотя мог просто проигнорировать его. Василий Иванович предложил председателю гаражного кооператива Виктору Стаханову договориться с Ходюковым полюбовно. Вроде тот пообещал предоставить инвалиду другой погреб. Но потом сообщил, что Ходюков со скандалом отказался от предложения, Парусимов решил, что два мужика враждуют на почве личной неприязни, и на том человеческий подход закончился.

— Я предлагал Ходюкову другой погреб, — сказал нам Виктор Стаханов. -Рядом с территорией кооператива много заброшенных землянок — пусть берет любую.

Еще раньше он предлагал Александру Алексеевичу вступить в гаражный кооператив и регулярно платить взносы, чтобы не тронули погреб. Но тот пошел на принцип и потому поплатился.

Конечно, и у председателя своя правда. Он имеет все законные основания ставить гаражи в любом месте на отведенной территории. И он, по его словам, тоже пытался помочь инвалиду.

Вот и получается: все правы, все хотели по-человечески, а инвалид в результате остался без погреба. И хотя формально он не прав, но ведь и у него есть своя правда. Да, он не хотел вступать в кооператив и платить за свою дырку в земле столько же, сколько платят владельцы гаражей. Да, он не взял чужой заброшенный погреб, потому что сейчас не в состоянии его оборудовать. Однако, как нормальный собственник, он искренне не понимает, почему у него забрали погреб. Он бы с удовольствием скрепил право на землянку печатью, если бы ему кто-то предложил сделать это еще до появления кооператива. Александр Алексеевич чувствует свою личную правду и поэтому бьется во всех инстанциях.

Похоже, так и разобьется. А виноватых нам предлагают искать среди прежних чиновников, которые разрешили рыть самодельные овощехранилища, но толком это дело не организовали. В результате страдают владельцы погребов, включая стариков и инвалидов. Только почему граждане должны расплачиваться за ошибки чиновников, почему эти ошибки не могут устранить их последователи?