ВОЛНА-УБИЙЦА "СИБИРЬ" НАКРЫЛА

ВОЛНА-УБИЙЦА «СИБИРЬ» НАКРЫЛА

Омские яхтсмены выстояли и сумели достойно завершить беспрецедентное кругосветное плавание

Слава Богу, все остались целы! «Может, спас покровитель моряков Николай Чудотворец, его икона всегда была с нами». Однако сама яхта пострадала серьезно, сломались обе мачты, снесло антенны. «Была мысль запустить спасательный буй и вызвать американскую береговую охрану, но это значило бы похоронить и яхту, а главное — мечту!» — говорит Щербаков.

«Как ваши родные отнеслись к такой опасной затее?» — спрашивали мореплавателей журналисты. В основном все ответили в том духе, что их жены и близкие понимают — настоящим мужчинам не следует мешать делать главное дело жизни. Самый оригинальный ответ дал Владимир Шельменков: «А я и не отпрашивался, сказал, что за хлебом пошел». Шутил, конечно. Но вот с работодателями какие шутки? Ничего себе, пятнадцать месяцев отсутствия на рабочем месте! Ну еще понятно со Щербаковым он офицер ФСБ в запасе, все это время ему и пенсия шла. А тот же Шельменков, кроме того что боцман на яхте, еще и налоговый полицейский, прапорщик службы физической защиты. Оказывается, ему на время путешествия пришлось уволиться. Теперь начальство рассматривает вопрос о его восстановлении в должности. Кстати, обычно уволившихся или уволенных из полиции назад уже не берут, но здесь случай экстраординарный. Возможно, что даже частично компенсируют потерю зарплаты. Правда, колоритную боцманскую серьгу из уха пришлось вынуть. Старпому и «главному инженеру экспедиции» Сергею Кикотю на заводе дали административный отпуск с сохранением двух третей оклада. У корреспондента омской редакции «Московского комсомольца» Алексея Декельбаума были только два очередных отпуска, остальное время — за свой счет. Словом, участие в экспедиции если и принесло дивиденды, то только моральные. Во-первых, мужики мир посмотрели и себя показали. По признанию невесть как оказавшейся на пресс-конференции в омском Доме журналиста корреспондентки «Панорамы Лос-Анджелеса» Светланы Черкасовой, заход «Сибири» в бухты американских городов Сан-Франциско и Сиэтла вызвал настоящий ажиотаж не только среди русской диаспоры. О яхте, об этих «рашн крейзи» говорили и писали все. Во-вторых, члены экипажа приумножили свою веру в человечество В один голос они утверждают: «Нам везде встречались только хорошие люди, иначе мы просто не смогли бы совершить то, что совершили».

Здесь опять разговор зашел о деньгах. Затраты на экспедицию «Сибирь-2000», не учитывая стоимости самой яхты, поначалу оценивались в 350 тысяч долларов. Сумма для Омска огромная. Помог губернатор Леонид Полежаев, по его предложению львиную долю затрат взял на себя областной бюджет «Упаковались» мы хорошо, но от берега оттолкнулись уже с пустыми карманами, — говорит Щербаков. — В пути нас поддерживали богатые мэрии Ханты-Мансийска и Салехарда. Кстати, эти сибирские города за последние два года прямо-таки расцвели. Такого размаха строительства мы в России больше нигде не видели». По словам капитана, именно на присланные ханты-мансийцами десять тысяч долларов удалось восстановить парусное вооружение «Сибири» после кораблекрушения. В Сан-Франциско сибирякам помог бывший омский, а ныне американский бизнесмен Юра Немилостивый, забронировав дорогостоящее место в тамошнем яхт-клубе. Флаги всех помощников «Сибирь» гордо пронесла через моря и океаны. Пятого сентября 2001 года яхта в районе Обской губы пересекла 73-й меридиан и замкнула кольцо кругосветной экспедиции, на которую потратила 405 дней. Это является мировым рекордом и после оформления может быть занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Пройдя в общей сложности более 40 тысяч километров, 30 сентября «Сибирь» вернулась к родному омскому причалу, где путешественников ждала торжественная встреча.

«Что в планах? Отоспаться, — отвечает капитан Щербаков на традиционный вопрос. — Море, оно хорошо для дельфинов, человек там устает». Действительно, четыре часа вахты, шесть отдыха и снова вахта — тот еще распорядок дня. Да плюс еще постоянная тревога за жизнь товарищей. «А стресс снимали по-разному, в том числе традиционным русским методом, — улыбаются моряки. — Была у нас традиция — при заходе в порт пойти в ближайший бар и отведать там местного пива. Если, конечно, на тот момент были деньги». Что касается дальнейшей судьбы яхты, то она практически решена. Губернатор предлагает включить «Сибирь» в перечень действующих памятников культуры, а в дальнейшем сделать музеем.

— Ну а если вас после отдыха потянет на новые подвиги, а яхты нет? — спрашивают дотошные журналисты.

— Будем строить новую!