ВОИНСТВУЮЩИЕ ДАДАИСТЫ

ВОИНСТВУЮЩИЕ ДАДАИСТЫ

Всего лишь три дня (целых три дня!!!) в галерее коллекционного искусства "Лошадь Пржевальского" проходила выставка творческих работ арт-группы "Нет-Нет"

«Воинствующим дадаистам», как их окрестила галерея, от восемнадцати до двадцати трех лет. Трое парней (Антон, Дима и Толян), учащиеся педагогического колледжа №3, и девушка Ирина, студентка худграфа ОмГПУ. Хотя есть еще один, пятый член этой арт-банды — идейный вдохновитель и концептуалист по имени Петя. Откуда он взялся и чем занимается, ребята и сами не знают.

«Молодость — недостаток, который проходит с годами». Несомненно, недостаток есть — в чересчур розовом видении мира, в чрезмерной мечтательности, в отсутствии опыта всевозможных «обломов»… С другой стороны, молодость — это напористость, уверенность в собственных силах, способность работать с минимальной отдачей, посвящая любимому делу все свободное время!

Антон Шнайдер: «Мы просто делаем то, что нам нравится. Выставка, которая прошла в галерее, нужна была для того, чтобы привлечь покупателей… Деньги нам необходимы для дальнейшей работы. Если бы я в будущем нашел другую работу, которая приносила бы хороший доход, я все равно бы занимался этим же в свободное время».

Невозможно сейчас установить, кто из них придумал заниматься подобным творчеством первый.

Дмитрий Песенко: «Я занимался этим еще в Свердловске, где закончил школу…».

Позже, приехав в Омск и поступив в колледж, Дима познакомился с Антоном и Толяном, которые тоже уже имели несколько наработок в этой области искусства. И они решили творить вместе. Всевозможные предметы домашнего обихода, покореженные и проржавевшие ведра, измятые морковные терки, древние кувалды и неработающие уже советские утюги — все это в руках юных дизайнеров превращается в нечто совершенно новое, осмысленное, живое.

«Мир меняется. Появляются новые знаки, образы и культовые личности. Движение поп-арт вдохновляется образами массовой потребительской культуры. Комиксы, продукты промышленного производства — источники его образного мира. Содержание поп-арта: популярность, недолговечность, дешевизна, молодость, остроумие, сексуальность и Большой Бизнес».

Дима: «Мы работаем в таких стилях, как поп-арт, концептуализм, дадаизм…». Антон: «Да, но на самом деле нам не важно, как это называется. Мы — не дадаисты, мы просто занимаемся любимым делом».

И верно: зачем нужны все эти иностранные слова, размытые и туманные определения, в которых сами искусствоведы разбираются с трудом? Нам, ценителям искусства, и им, создателям и творцам, названия стилей и техник письма совершенно ни к чему. Главное, чтобы искусство трогало за душу, возбуждало какие-то чувства.

Антон: «После выставки мы получили несколько заказов и предложений устроить экспозиции. Сейчас работаем над созданием своей странички в Интернете».

Дима: «А вообще, выставку чуть было не отменили. За день до ее открытия! Кому-то там не понравилось…».

Антон: «Да. Мы уже оформили ее, расставили работы… А помогло то, что пришел Дамир Муратов и сказал, что это круто…».

Информационное поле одно на всех, потому и юному «нет-нетовцу», и маститому авангардисту одновременно приходит в голову идея раскрасить самую обыкновенную домашнюю утварь в цвет хаки. И, поверьте, не только это сближает работы «воинствующих дадаистов» с творениями Дамира Муратова. «Наверное, они читали одни журналы по дизайну», — говорит пиарщик галереи Евгения Дмитриева. Ей же, кстати, принадлежит авторство практически всех названий выставок галереи, в том числе и этой. «Они настоящие дадаисты», — заверяет Евгения. Правда, экстатическое, экзальтированное поведение им далеко не присуще, агрессивные выходки первых дадаистов 20-30-х годов, направленные на разрушение всевозможных общественных и личностных стереотипов, — далеко не то, чем занимаются «нет-нетовцы» в жизни.

Дадаизм — резкая реакция на снобизм и консерватизм художественного истеблишмента. Это способность видеть красоту в обыкновенном. Тривиальные предметы изымаются из привычной среды их существования и выставляются как объекты искусства.

Да, действительно, этот дадаистский протест и стилистика очень гармонично укладываются в стиль новомодных журналов по дизайну. Однако есть ли он на самом деле — протест? Мы делаем скворечники и кормушки для птиц из ящиков от посылок, сооружаем деревянные избы из спичек, храним накрытые кружевными салфеточками старые, неработающие телевизоры, коллекционируем баночки из-под пива и пачки от сигарет. Не в этом ли корни «красоты в обыкновенном»? Или еще глубже?.. Или мы просто делаем то, что нам нравится?..

Но все-таки работы «нет-нетовцев» — несколько другое: в концептуальном искусстве стоящая за произведением концепция нередко важнее техники его исполнения. Идея может передаваться любыми способами: фотографиями, инсталляциями, перфомансами… В этом виде искусства «ценность работы» определяется только лишь идеей. А идей у ребят хватает с избытком.

Так, уже в ноябре они собираются устроить уличный перфоманс, используя свои работы. Кроме того, «воинствующие дадаисты» участвуют в выставке «Объект-2001». Так что горизонты расширяются. И кто знает, быть может, «это кому-нибудь нужно»…