«ЧЕРНЫЙ НАЛ» ЗА ЗОЛОТОЙ ЗУБ

Врачи много не зарабатывают. Особенно стоматологи. А те, кто работает в частных клиниках, вообще едва сводят концы с концами. День и ночь они пломбируют, сверлят, дергают зубы за копейки

О БЕДНОМ «ДЕНТАЛЕ» ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Вспомним героя известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию» зубного техника Шпака. Для нас это был не просто персонаж, а скорее статус. «Два золотых портсигара, два магнитофона… и мартини в баре». Новый русский советской эпохи. Может быть, поэтому, когда государство разрешило предпринимательство, большинство частных клиник стали практиковаться именно по зубоврачебному делу. Вот тогда и произошло нечто неожиданное. В некоторых клиниках жизненный уровень стоматологов резко упал.

В 1997 году открылась стоматологическая клиника «Денталь-классик», владельцем которой значился некто Чувылин. Как все частные клиники, «Денталь-классик» работала по европейским стандартам и брала клиентов прежде всего обслуживанием. Ни долгого ожидания в очереди, ни допотопных бормашин. Только заплати — и лечись. Вот приблизительный реестр услуг клиники на сегодняшний день: запломбировать зуб — от 350 рублей, вставить — более 1200. Цены солидные. Но не ошибусь, если скажу, что лучше раскошелиться на приеме у стоматолога, чем потом поминать, что «за бесплатно в зубы не смотрят». Поэтому люди в клинику шли. Вроде все должны были быть довольны. Врач зарабатывает, пациент лечит зубы без боли и нервов.

Но в «Денталь-классик» это равновесие было нарушено. Клиенты платили, а стоматологи получали минимальное вознаграждение. Приблизительно в «полтора зуба». «Как они живут на такую зарплату?» -этот вопрос мучил разве что налоговых инспекторов. Но Чувылин подобное любопытство пресекал. Мол, сколько пациентов мы обслуживаем, столько и получаем. Недовольные зарплатой могут уволиться. А в качестве подтверждения директор представлял использованные бланки строгой отчетности. Проще говоря, квитанции. По ним все сходилось: и количество оказываемых за отчетный период услуг, и сумма, на которую за это время были отремонтированы зубы клиентов, и, исходя из заработанных клиникой сумм, фонд заработной платы.

Кстати, столь низкая оценка труда — может быть, чуть более 130 рублей — медицинский персонал не возмущала. На вопросы сотрудников фискальных органов они в один голос утверждали, что на такую зарплату прожить можно.

Говорят, кто ищет, тот всегда найдет. У «Денталь-классик» было одно слабое звено. У клиники не было лицензии на оказание части медицинских услуг. Что и стало поводом для тщательной проверки.

— Мы проделали огромную работу, — рассказывает заместитель начальника отдела документальных проверок управления ФСНП по Омской области Олег Бидаев. -Пригласили через газетные объявления всех клиентов, которые в определенное время проходили в клинике лечение, чтобы подтвердить оплату услуг (у пациентов оставались на руках вторые экземпляры квитанций). Запрашивали во внебюджетных фондах налоговые отчеты о заработной плате и сверяли их с предоставленными нам документами. В конце концов мы обнаружили так называемые черновые ведомости из скрытого фонда заработной платы.

Таким образом, была выявлена банальная схема, по которой зарплата выплачивалась «в конвертах».

Клиника вела двойную бухгалтерию. Часть пациентов оформлялась официально. Их квитанции об оплате услуг подшивались для отчетности. Другая часть пропускалась по «черным» ведомостям. Клиент также получал второй экземпляр квитанции, а первый, который должен был оставаться в бухгалтерии, припрятывался для… внутреннего пользования. С этой сокрытой выручки и выплачивалось вознаграждение за молчание.

Цель двойной оплаты труда понятна. Директор клиники не хотел платить налог с заработной платы. Может, рассуждал, что будь он примерным налогоплательщиком то обязательно положил бы зубы на полку. Кто знает… У каждого свои мерки нищеты. Но так или иначе, на руководителя клиники «Денталь-классик» по факту уклонения от уплаты налогов и работы без лицензии было возбуждено уголовное дело. Этим летом состоялся суд. Приговор — полтора года лишения свободы. Но ведь у нас не Америка — он был освобожден по амнистии.

РУБЛЬ ЗА ЗУБ

Вообще-то стоматологи — народ веселый. В известной уже клинике ЗАО «Стоматология» официальная зарплата медицинского персонала была 32 рубля. По рублю за каждый зуб. Шутники! Директора других предприятий с меньшим чувством юмора, как правило, начисляют своим работникам минимальную зарплату. На сегодняшний день это — 300 рублей. По словам сотрудников налоговой полиции, если проверять все предприятия, где в ведомостях проставлена минимальная зарплата или чуть более минимальной, то каждое третье можно поймать на махинациях с фондом заработной платы. Можно, но сложно.

— Сокрытие выручки (и соответственно фонда заработной платы) типично для многих предприятий, которые оказывают какие-либо услуги. Но доказать это очень трудно, — продолжает Олег Бидаев. — Судите сами. Никто из работников предприятия, которое не платит налоги, не признается, что получает зарплату «в конверте». Потому что все дорожат рабочим местом, а о том, что с их минималок уплачиваются взносы в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, они не думают. Ведь у нас как? Пока гром не грянет…. К тому же не секрет, что «чистых» налоговых преступлений не бывает. Вся «левая» зарплата выплачивается с так называемого «черного нала», который по отчетным документам не проходит. А если эти данные где-то и зафиксированы, то понятно, что не для налогового инспектора, и такие документы еще надо найти. Впрочем, не так все и безнадежно. Если у нас есть информация, что какое-то предприятие скрывает выручку, проводим проверку, анализируем документацию. Так, за этот год мы провели более двухсот проверок. Сумма выявленных неуплаченных налогов составила более семидесяти двух миллионов рублей. Из них во внебюджетные фонды — девятнадцать миллионов. Но одно дело — установить налоговое преступление постфактум, когда сумма задолженности в те же страховые фонды, к примеру, за 1998 год была выплачена в этом году (понятно, что инфляция обесценила значительную часть налоговых отчислений). Другое — предупредить преступление. Каким образом?

— Когда предприятие уклоняется от уплаты налогов при наличии средств, — рассказывает Олег Бидаев, — бывает так, что на предприятии разруха, а в кабинете у директора — евроремонт, или за счет предприятия сотрудникам под видом ссуд покупаются квартиры со сроком погашения до пятнадцати лет. При этом никаких налогов предприятие не платит. Как будто не с чего. А это уже повод для дополнительных проверок.

Все это, конечно, хорошо. Но ведь сегодня, в кабинет директора какого предприятия ни зайди — убыточного или процветающего, у всех -евроремонт. Страх господа потеряли? Или рассчитывают на гуманность блюстителей законодательства, от которых всегда можно откупиться…