В Шараповском детском доме Марьяновского района 35 детей. Это очень небольшая часть тех сотен тысяч ребятишек России, что вынуждены жить в детских домах. В большинстве они сироты при живых родителях. Два-три человека из десятка остается без поддержки близких людей из-за их болезни или гибели. Большинство лишены родителей, уточняю, не родительской ласки, а именно родителей — по решению суда.
Жизнь многих при тех, кто должен быть дороже всех на свете, подобна кошмарному миру, который обычный человек и представить не способен. Юная мама, одинокая женщина, страстно жаждущая мужской ласки и обильной выпивки, водит с собой по пьяным компаниям пятилетнюю дочь. Девчушка, обогащенная опытом социальных низов Марьяновки, научилась, вернее сказать, нужда заставила, противостоять жестокой действительности. В детском доме она не дает себя в обиду девочкам раза в два постарше себя. Первую неделю детдомовской жизни это солнышко, девчушка на удивление красива, не могло наестся досыта, И не хочет, чтобы мамка приезжала на свидания.
В другой семье, состоящей из семнадцати человек, дети были не очень горды. Шестеро являлись кормильцами остальных. Где подработают, где попросят, мир ведь не без добрых людей, а где и стянут. Характер у ребятишек сформировался гибкий, как у разведчиков.
Из таких вот ребятишек и состоит в большинстве своем контингент любого детского дома. Шараповский — не исключение. Те же условия, что кругом по России.
По мнению директора Шараповского детдома Антонины Валович, в первую очередь детям надо возместить то, чего им не хватает, — семейное тепло. Она планирует создать смешанные группы-семьи, где старшие могли бы заботиться о младших, где бы складывались родственные отношения, где дети могли бы приготовить нехитрый ужин, испечь торт к дню рождения.
Еще одна проблема детского дома — здоровье воспитанников. Сюда приходят с набором таких патологий, которые известны чаще всего лишь пожившим людям. Среди вновь поступающих практически нет здоровых детей. Стрессы, комплекс неполноценности, неухоженность и плохое питание организм ребятишек изнашивают за считанные годы после рождения. Гастрит и язва желудка, киста почки и тому подобное.
С точки зрения обычного человека, не знающего тот мир, всегда хочется спросить: почему детей, родителей которых лишают права на воспитание, не забирают родственники? Самым удивительным оказывается тот факт, что дяди и тети пробуют пригреть племянников, но не получается у них. Детьми очень трудно управлять. Они, выросшие при вседозволенности, полной свободе, любое ограничение, например требование возвращаться с улицы к семи вечера, встречают в штыки. Тогда детдом становится единственным местом, где мальчишку и девчонку могут наставить на путь истинный. Тети и дяди, потерпевшие фиаско в воспитательном процессе, все же раз в десять чаще, чем родители, навещают ребятишек, живущих в детдоме, А ведь от Марьяновки до Шараповки всего семь километров, на час пешего хода. Зато дети, если пускаются в бега, все равно стремятся попасть к родителям. И, пожив сытой жизнью в детдоме, разочаровываются в домашнем существовании. Возвращаются обратно, потому что в детдоме лучше.
Тем, кто критикует сегодняшнюю систему воспитания обездоленных детей, надо помнить, что эти ребятишки — существа живые, и они не могут сразу отказаться от привычек, полученных от родителей. От неумения подчиняться старшим до неумения чистить зубы. Этих детей, преодолевая протесты с их стороны, приходится учить всему, что большинство их сверстников постигает с рождения. Понятно, что это их беда, не вина, но воспитателям от осознания подобного факта легче не становится.
Но как бы ни старалось государство, без помощи со стороны оно не в состоянии обеспечить полноценную жизнь детям, лишенным главного -родителей. Слишком много таких детей и, соответственно, детских домов. И Шараповскому детскому дому пришлось бы сложно, если бы не участие в судьбе его воспитанников нефтяной компании «Сибнефть». На ее средства отремонтированы помещения, заменены кровати, куплено оборудование для физиокабинета, телевизор, водоочистители. Много внимания этому детскому дому уделяет депутат Законодательного Собрания области, генеральный директор ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» Александр Покоев, в чей избирательный округ входит Марьяновский район. Многое здесь делается при его непосредственной инициативе и участии.
Еще до действия программы компании «Сибнефть» депутат помогал детям. На деньги нефтяников здесь покупали одежду и обувь.
Труды взрослых не пропадают даром. Ребятишки духовно выздоравливают, любят рукодельничать. Популярное занятие — разведение голубей. «Начальником» голубиной фермы считается 15-летний Юра Светлов. Сначала он из жалости подбирал птенцов, выпавших из гнезд, и взрослых больных голубей. Лечил больных, ухаживал за молодняком. В конце концов сумел приручить дикарей. Они, выпущенные из клеток, покружившись в небе, опять возвращаются к своим кормушкам.
Неплохо детдомовцам даются и школьные премудрости. Большинство из них, на удивление учителей местной школы, учится очень прилично. За это, конечно, в первую очередь надо сказать спасибо воспитателям: следят за своевременным приготовлением домашних заданий, помогают «щелкать» трудные математические задачи. Но даже на этом, общем благополучном фоне, выделяются особенной усидчивостью трудоголики в учебе. Наиболее терпеливая из них Александра Просвернина, перешедшая в восьмой класс. Мечтает поступить на юридический факультет, а после его окончания работать прокурором. К слову сказать, прокурорские замашки у нее уже проявляются. Списывать не дает ни за какие коврижки. Не зарься, мол, на чужое, делай сам. В детском доме она с 1998-го, трудного для нее года. Следом за бабушкой умерла мама, и Саша осталась одна. Дружит она с Натальей Александровной Панариной, воспитателем. Называет ее мамой. Непроизвольно, поскольку подобное проявление чувств здесь не приветствуется, Антонина Валович, считает, что у каждого ребенка есть или была родная мама, которую никто заменить не может. И не должен! Это, наверное, правильно, мать — всегда и на все времена одна. Только сердцу не прикажешь, кого называть мамой, а кого по имени-отчеству.
Помощь, которую оказывает детям компания «Сибнефть» и лично Александр Покоев, велика. Как признается директор детдома, «при поддержке Александра Пантелеевича ребятишкам стало жить сытнее и веселее».