Во-первых, оно было неожиданным, в повестке заседания не значилось. Во-вторых, поднятая проблема касается не только Омской области, а всех регионов России, всех наемных работников, всех предприятий и организаций, независимо от их форм собственности. И порождена эта проблема как исполнительной, так и законодательной ветвями власти. Отсутствие федеральных законов, справедливо регулирующих правовые отношения на рынке труда, приводит к повсеместным нарушениям социальной справедливости со стороны работодателей.В условиях, когда старый КЗоТ РСФСР уже не соответствует новым рыночным отношениям, а новый Трудовой кодекс Российской федерации уже несколько лет мнется в Госдуме и стал чуть ли не разменной картой в политических противостояниях депутатов, новые русские предприниматели чувствуют себя свободно, они вольны сами диктовать и условия, и уровень оплаты труда. Но так долго продолжаться не может, это чревато не только снижением роста темпов производства, но и возможными социальными потрясениями.
Губернатор Омской области и обратил на это внимание своих коллег по Совету Федерации.
По возвращении из Москвы Леонид Константинович сразу же провел пресс-конференцию для местных журналистов. Он еще раз объяснил свою позицию в вопросах оплаты труда, рассказал, что его побудило вынести эту проблему на общероссийский уровень. Как он сам отметил, это было, скорее, не выступление в общепринятом его понимании, а заявление губернатора. Кстати, это не первое заявление Леонида Константиновича в Совете Федерации. Как мы помним, несколько лет назад он забил тревогу по проблемам наркомании, которая начала принимать в стране размеры эпидемии. Именно после того заявления Леонида Константиновича на федеральном уровне начались подвижки в активизации борьбы с наркобизнесом, обузданию наркомании, особенно в молодежной сфере.
Теперь вот новое заявление, новая общероссийская проблема -зарплата. Какова на нее будет реакция, сказать пока трудно. Но некоторые центральные газеты попытались уже скептически отнестись к призыву омского губернатора побыстрее вводить в силу Трудовой кодекс РФ. Но такая реакция центральных СМИ секрета в себе не содержит. Это продолжение политической возни вокруг обсуждения проекта нового Трудового законодательства России.
Наверное, не все согласятся и с утверждением Леонида Константиновича, что проблемы оплаты труда в какой-то степени связаны с полевением избирателей в ряде регионов, с итогами губернаторских выборов в Нижегородской, Иркутской и других областях.
Леонид Константинович, отвечая на вопросы омских журналистов, объяснял им свою позицию чуть ли не на пальцах. В целях социальной защиты населения, особенно пенсионеров, инвалидов, да и тех. кто в годы экономического кризиса не мог найти применения своему труду, мы не отказались ни от бесплатного медицинского обслуживания и бесплатных рецептов на лекарства, ни от бесплатного образования и бесплатных учебников, ни от других социальных льгот. Общественными фондами потребления сегодня пользуются практически все, даже преуспевающие бизнесмены не отказываются от детских пособий. А откуда взять деньги для пополнения этих фондов?
Леонид Константинович заявил, что рассчитывает на поддержку журналистов в преодолении эгоизма руководителей, которые думают только о своем кармане и забывают о людях, в том числе о стариках и детях.
Среднемесячная зарплата в частной стоматологической клинике в размере 32 рублей — это не что иное, как издевательство и над законами, и над людьми. Увод денег в тень, искусственное сокрытие доходов — действия не только эгоистичные, но и криминальные. Естественно, журналисты спросили губернатора и о том, как он смотрит на руководящий корпус области. Есть всякие руководители: и хорошие, и плохие, — был ответ. В нынешних условиях губернатор не назначает руководителей акционерных предприятий. Их, по новым законам, выбирают люди. Оценка деятельности того или другого руководителя одна — как работает предприятие, какие условия труда людей, сколько они получают.
Снимать нерадивых руководителей губернатор тоже не может. Единственное, что областная исполнительная власть может, это объяснять людям, в том числе и через средства массовой информации, что условия их труда, их благосостояние зависят от того, насколько ответственно они относятся к подбору и выбору своих руководителей.
На вопрос о роли профсоюзов в урегулировании трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, между руководителями предприятий и рядовыми акционерами, Леонид Константинович заметил:
— Если профсоюзы хотят вернуть доверие людей, то пусть помогают им получать достойную зарплату. Другого им не дано, и если они этого не понимают, то окажутся ненужными.
Процесс противостояния и поиска нормальных взаимоотношений между работодателями и наемными работниками складывался столетиями. Из-за этого вопроса и возникали бунты, погромы и революции. На цивилизованном Западе сумели найти согласие, и сегодня мы говорим о шведском социализме, приводим в пример решение социальных вопросов в Германии, Англии и других странах. У нас такого согласия еще нет. Почему? Не хватает культуры производственных отношений, а главное — нет пока хороших законов.
Дотошные журналисты задали губернатору немало других вопросов, на первый взгляд, не касающихся напрямую зарплаты. Но Леонид Константинович все же увязывал свои ответы с этой проблемой. Если директор сельского акционерного общества упустит под снег часть урожая, то этим он закопает под снег часть зарплаты своих акционеров.
И в самом деле связь прямая.