Новый директор
Последние 15 лет он возглавлял департамент культуры Северо-Казахстанской области, до этого 10 лет был здесь же директором Областного драматического театра имени Н. ф. Погодина. В культуре, как он сказал, трудится 33 года, других профессий и места работы не имел. Окончил Восточно-Сибирский институт культуры.
— Я приехал из города, который провинциальное Омска, но я сделаю все, чтобы Омск как город театральный не уронил взятую им высокую планку, — сказал журналистам новый директор. — Работать буду не хуже, чем Борис Михайлович Мездрич.
Может быть, не так часто будут поездки в Европу или Америку, но ведь не это главное.
Виктор Прокопьевич подчеркнул, что надеется на поддержку пригласившего его на эту должность губернатора Л. К. Полежаева: «Есть хорошее русское слово «покровитель». Театр всю жизнь мечтает о свободе, но если бы мы имели покровителя в лице губернатора, это было бы очень хорошо».
Новые работы
В последнее время Академический театр драмы собрал целый букет свидетельств — подтверждений высокого профессионализма труппы. Весенний фестиваль «Сибирский транзит» в Новосибирске: после показа спектакля «Приглашение на казнь» Наталья Василиади получает приз за лучшую женскую роль, Евгений Смирнов — за лучшую мужскую роль, Моисей Василиади удостоен приза жюри. Сентябрьский фестиваль в Екатеринбурге: по мнению-критиков, спектакль «Приглашение на казнь» — самая большая творческая удача из показанных работ. Октябрь, международный фестиваль «Театр без границ» в Магнитогорске, омичи привезли спектакль «Полковнику никто не пишет». Уже дома, в день пресс-конференции, стало известно: лучшей исполнительницей женской роли фестиваля признана Валерия Прокоп.
Премьеры прошлого сезона, таким образом, поработали на давно сложившуюся репутацию нашего театра как ведущего в Сибири и интересного всей России.
А нынешний сезон начался представлением зрителям чеховского «Дяди Вани» в постановке Аркадия Каца, известного омичам по спектаклям «Три сестры», «Волки и овцы». Главный режиссер новосибирского «Красного факела» Олег Рыбкин уже в этом месяце начинает работу над воплощением на омской сцене «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского. Успех его «Приглашения на казнь» по В. Набокову позволяет надеяться на то, что это будет достойная работа уже не на малой, а на основной сцене Академического театра. Омские театралы со стажем, конечно, не обойдут вниманием этот спектакль, помня о «Селе Степанчикове» в Омской драме с незабываемым Александром Кашириным в роли Фомы Фомича Опискина. Премьера спектакля по авторской инсценировке режиссера намечена на конец декабря. Следующий спектакль в начале будущего года будет ставить режиссер из Воронежа Михаил Бычков, известный своим участием в фестивале «Золотая маска». Приглашен также выпустить премьерный спектакль Сергей Стеблюк из Московского областного драматического театра, тоже номинант «Золотой маски». Он, кстати, уже работал в Омске над «Селом Степанчиковым» в театре «Галерка». Идут переговоры с учеником Петра Фоменко режиссером Василием Сениным, который, несмотря на молодость, активно сотрудничает с ведущими театрами Москвы — Вахтанговским, МХАТом, им. Пушкина.
Обращает на себя внимание повторяемость названий. Одно и то же произведение Достоевского будет идти в двух омских театрах, «Дядя Ваня» — теперь уже на трех сценах. Но это вряд ли смутит театралов: разные театральные версии великой русской классики. наоборот, подогревают зрительский интерес.
Новый худрук. Кто им станет?
Ожидание приезжих режиссеров со свежими театральными идеями хорошо, но без художественного руководителя репертуарный Академический театр представить трудно. Сегодня эта должность в Омской драме вакантна. Владимир Петров, сообщил директор, востребован столичными театрами, он приглашен МХАТом, Театром им. Пушкина и, не покидая Омск, театральный сезон для себя сформировал.
Не случится ли так, что театр надолго останется без творческого руководителя? Уже есть примеры того, когда директор-хозяйственник и администратор берет на себя и обычно не свойственные ему функции формирования репертуара, назначений на роли. В принципе, положение ненормальное. Новый директор заверил журналистов, что такого не случится. Поставлена задача: в течение сезона пригласить главного режиссера. Это должно произойти через знакомство с труппой и театром в процессе работы над спектаклем. Так что список кандидатов в худруки см. выше. А пока помогать в работе будет неофициальный худрук со стороны — хорошо знакомый актерам и зрителям Аркадий Кац. «Я не буду работать в театре без главного режиссера. А может быть, нужно приглашать еще и художника, — сказал Виктор Прокопьевич. — Эти вакансии сегодня — временное явление».
Новые имена в старых спектаклях
Из театра ушла группа актеров. Естественно, зрители, которые, например, ходили на Юрия Ицкова, разочарованы. Владимир Петров сделал вводы в свои спектакли, но ставились-то пьесы на других. Актерская индивидуальность, самооценка неповторимы, говорили журналисты на пресс-конференции, и поэтому для театра болезненна потеря талантливых актеров.
Все это так, но случилось, нужно сохранить спектакли, отвечали директор, заместитель директора по литчасти Ольга Никифорова. А Моисей Василиади заметил, что трудные времена в театре уже были: 12 лет назад из театра ушло 11 человек, но сезон открылся. Кстати, вторая премьера сезона — «Село Степанчиково» продемонстрирует потенциал труппы — в инсценировке 25 персонажей, это значит, будут заняты 25 актеров из труппы. Зрителям предстоит знакомство с новыми именами — выпускниками Иркутского и Красноярского театральных вузов.
Новый спонсор
Им стала База снабжения «Карбышевская», Генеральный директор С. А. Воробчуков и директор театра подписали соглашение о сотрудничестве, Новый благотворитель в знак дружбы преподнес театру автомобиль «Нива».
Впрочем, театру не изменяют и прежние меценаты; генеральным спонсором по-прежнему остается «Альфа-Банк», намерение о продолжении сотрудничества подтвердила и фирма «Оша». Это значит, по-прежнему у подъезда театра после спектаклей будут ждать зрителей, чтобы развести по домам, шесть автобусов. По-прежнему будет выходить журнал «Письма из театра», цены на билеты останутся в нынешнем сезоне неизменными, несмотря на инфляцию, — от 40 до 100 рублей (исключение — премьерные спектакли). Насчет транспорта для зрителей есть даже идея сделать билет в театр документом, достаточным в этот вечер для предъявления кондукторам и контролерам в обычных автобусах (за счет «Оши»).
В театре началась долгожданная реставрация здания. Обновлено артистическое фойе, сделан косметический ремонт парадного входа, мягкой кровли. Затем начнутся изыскания в области фундамента, а все реставрационные работы займут 2 — 3 года, в бюджете области предусмотрены на это значительные средства. Мечта директора: завершить обновление здания к осени 2003 года, чтобы принять фестиваль «Сибирский транзит».
Театр жив, театр будет жить. На этой оптимистической ноте и закончилась встреча в театре с журналистами.