На предыдущем заседании его представил депутатам губернатор области Л. К. Полежаев. В своем бюджетном послании он дал оценку социально-экономического состояния региона, изложил основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на предстоящий год.
Проект закона о бюджете рассматривался в первом чтении. Депутатам предстояло определить основные параметры главного финансового документа 2002 года — его доходную и расходную части.
Нынешний созыв депутатов Законодательного Собрания готовит уже четвертый закон о бюджете. В прошлые времена, особенно после августа 1998 года, говорить о наполняемости доходной части бюджета не приходилось. А действующая система всевозможных схем взаимозачетов вообще уводила живые деньги в тень, опустошала бюджет. В результате денег не хватало даже на мизерные зарплаты учителей, врачей и других работников бюджетной сферы, а задолженность доходила до полугода. Теперь все это в прошлом. Как отметил в своем бюджетном послании губернатор Л. К. Полежаев: «Состояние омской экономики позволяет говорить о том, что самое тяжелое время позади, этап стагнации пройден».
Оживление экономики расширяет налоговый потенциал. Это мы видим по итогам исполнения областного бюджета в нынешнем году: за шесть месяцев его доходная часть выполнена на 128,6 процента.
Надо сказать, что при разработке проекта закона о бюджете определить точно доходную часть бюджета практически невозможно, поскольку ее исполнение зависит от многих факторов: и от курса рубля по отношению к доллару, и от мировых цен на нефть, и от непредвиденных политических коллизий. Кто мог предсказать экономический обвал в августе 1998 года?
Это обстоятельство ежегодно при обсуждении бюджета вызывает среди законодателей прения. Левая часть депутатов обвиняет исполнительную власть в том, что она искусственно занижает объем доходной части бюджета, чтобы потом бесконтрольно распоряжаться сверхплановыми поступлениями. Такие подозрения и заявления прозвучали и на нынешнем заседании Законодательного Собрания при обсуждении проекта бюджета на 2002 год. Депутаты Безденежных и Алехин призывали коллег не принимать проект закона о бюджете в первом чтении, не торопиться, «не гнать лошадей». Заявляли, что данный проект бюджета не несет в себе социальной направленности, в нем занижена доходная часть и так далее. Им возражал депутат Шишов. Он доказывал, что, наоборот, проект бюджета сформирован на основе оценки базовых доходных источников и базовых расходов, сложившихся во всех отраслях бюджетной сферы в прошлом и нынешнем годах. Все расходные статьи прозрачны, каждый рубль расписан, и легко проверить, куда он пойдет. Депутат Машкарин предложил депутатам-коммунистам назвать конкретные источники, из которых можно взять еще миллиард рублей в доходную часть бюджета. Если такая возможность есть, то с первым чтением, действительно, не стоит торопиться. Но это, как говорится, рабочие моменты обсуждения проекта закона о бюджете на 2002 год. Плюрализм мнений местных парламентариев.
А в действительности, в проекте эта спорная позиция выглядит так. Объем областного бюджета по доходам в целом определен в размере 8 416 913,5 тысячи рублей. Это на 62,2 процента выше объема бюджета 2001 года. А поскольку бюджет сформирован бездефицитным, то точно такие цифры записаны и в его расходной части.
А теперь о социальной направленности бюджета.
Отличительной чертой планирования областного бюджета на 2002 год является сохранение его социальной направленности благодаря определению приоритетов при распределении бюджетных средств.
Существенно, в 1,37 раза против уровня 2001 года, в проекте областного бюджета на 2002 год возрастают расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета. Это обусловлено поэтапным повышением заработной платы указанной категории работников, уровень которой к концу 2002 года повысится в среднем в 1,5 раза.
Так, расходы по отрасли «Образование» планируются в объеме 1 425 618,3 тыс. рублей, что превышает утвержденные ассигнования 2001 года на 64,6 процента. На содержание и развитие учреждений культуры, искусства и кинематографии запланировано выделить средств в 1,8 раза больше уровня текущего года.
В целях упорядочения государственных обязательств, предотвращения нерационального использования бюджетных средств областной бюджет взял на финансирование основную долю социальных выплат в регионе, таких, как: заработная плата работникам бюджетной сферы, компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книгоиздательской продукции, выплата пособий детям, находящимся под опекой (попечительством), организация летней оздоровительной кампании среди детей и подростков, социальные гарантии детям-сиротам.
В предстоящем году предусматривается ввод двух детских домов в Калачинском и Омском районах. Примет первых зрителей Омский государственный Северный драматический театр в Таре. Запланированы расходы на создание и обеспечение деятельности природной историко-культурной зоны «Окунева».
В целях осуществления постоянного контроля со стороны законодательной власти области, в проекте областного бюджета на 2002 год отдельными программами определены наиболее значимые расходы: «Школьный учебник», «Одаренные дети», «Культура Омской области». Продолжится участие Омской области в президентской программе «Компьютеризация сельских школ».
В проекте бюджета предусмотрено финансовое обеспечение «Комплексного плана мероприятий по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконным оборотом в Омской области на 2001 — 2002 годы».
Споры по поводу формирования доходной части бюджета можно продолжать сколько угодно, но от этого полнее она не станет. Раскручивать политические и предвыборные страсти вокруг больного, но жизненно важного вопроса, по меньшей мере, некорректно.
Прав депутат Машкарин. Если группа левых депутатов знает, где взять еще миллиард рублей, пусть подскажет. Но она молчит. А если в будущем бюджетном году, как и в нынешнем, благодаря благоприятной экономической ситуации доходная часть бюджета будет перевыполнена, то и слава Богу, все мы этому только порадуемся.
Большинство депутатов Законодательного Собрания так и решили, утвердили областной бюджет по доходам и расходам в объемах, определенных в проекте закона, — около восьми с половиной миллиардов рублей.
Второе чтение проекта намечено провести в ноябре. Сейчас в комитете по финансовой и бюджетной политике Законодательного Собрания обобщаются поправки к проекту закона о бюджете, идет работа по подготовке его ко второму чтению. Депутаты обсуждают статьи расходной части бюджета. Возможно, какие-то из них будут урезаны, какие-то, наоборот, увеличены. Но сумма утвержденных расходов останется неизменной.
На заседании Законодательного Собрания семь проектов прошли второе, окончательное, чтение и обрели силу законов. Все они будут опубликованы в ближайших номерах «Омского вестника». По ряду проектов проведены первые чтения, несколько законопроектов принято к дальнейшему рассмотрению.