БЮДЖЕТ-2002: ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Из более чем сорока вопросов, рассмотренных на очередном заседании Законодательного Собрания области, которое состоялось 25 октября, самым насущным был проект Закона Омской области "Об областном бюджете на 2002 год"

На предыдущем заседании его представил депутатам губернатор области Л. К. Полежаев. В своем бюджетном послании он дал оценку социально-экономического состояния региона, изложил основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на предстоящий год.

Проект закона о бюджете рассматривался в первом чтении. Депутатам предстояло определить основные параметры главного финансового документа 2002 года — его доходную и расходную части.

Нынешний созыв депутатов Законодательного Собрания готовит уже четвертый закон о бюджете. В прошлые времена, особенно после августа 1998 года, говорить о наполняемости доходной части бюджета не приходилось. А действующая система всевозможных схем взаимозачетов вообще уводила живые деньги в тень, опустошала бюджет. В результате денег не хватало даже на мизерные зарплаты учителей, врачей и других работников бюджетной сферы, а задолженность доходила до полугода. Теперь все это в прошлом. Как отметил в своем бюджетном послании губернатор Л. К. Полежаев: «Состояние омской экономики позволяет говорить о том, что самое тяжелое время позади, этап стагнации пройден».

Оживление экономики расширяет налоговый потенциал. Это мы видим по итогам исполнения областного бюджета в нынешнем году: за шесть месяцев его доходная часть выполнена на 128,6 процента.

Надо сказать, что при разработке проекта закона о бюджете определить точно доходную часть бюджета практически невозможно, поскольку ее исполнение зависит от многих факторов: и от курса рубля по отношению к доллару, и от мировых цен на нефть, и от непредвиденных политических коллизий. Кто мог предсказать экономический обвал в августе 1998 года?

Это обстоятельство ежегодно при обсуждении бюджета вызывает среди законодателей прения. Левая часть депутатов обвиняет исполнительную власть в том, что она искусственно занижает объем доходной части бюджета, чтобы потом бесконтрольно распоряжаться сверхплановыми поступлениями. Такие подозрения и заявления прозвучали и на нынешнем заседании Законодательного Собрания при обсуждении проекта бюджета на 2002 год. Депутаты Безденежных и Алехин призывали коллег не принимать проект закона о бюджете в первом чтении, не торопиться, «не гнать лошадей». Заявляли, что данный проект бюджета не несет в себе социальной направленности, в нем занижена доходная часть и так далее. Им возражал депутат Шишов. Он доказывал, что, наоборот, проект бюджета сформирован на основе оценки базовых доходных источников и базовых расходов, сложившихся во всех отраслях бюджетной сферы в прошлом и нынешнем годах. Все расходные статьи прозрачны, каждый рубль расписан, и легко проверить, куда он пойдет. Депутат Машкарин предложил депутатам-коммунистам назвать конкретные источники, из которых можно взять еще миллиард рублей в доходную часть бюджета. Если такая возможность есть, то с первым чтением, действительно, не стоит торопиться. Но это, как говорится, рабочие моменты обсуждения проекта закона о бюджете на 2002 год. Плюрализм мнений местных парламентариев.

А в действительности, в проекте эта спорная позиция выглядит так. Объем областного бюджета по доходам в целом определен в размере 8 416 913,5 тысячи рублей. Это на 62,2 процента выше объема бюджета 2001 года. А поскольку бюджет сформирован бездефицитным, то точно такие цифры записаны и в его расходной части.

А теперь о социальной направленности бюджета.

Отличительной чертой планирования областного бюджета на 2002 год является сохранение его социальной направленности благодаря определению приоритетов при распределении бюджетных средств.

Существенно, в 1,37 раза против уровня 2001 года, в проекте областного бюджета на 2002 год возрастают расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета. Это обусловлено поэтапным повышением заработной платы указанной категории работников, уровень которой к концу 2002 года повысится в среднем в 1,5 раза.

Так, расходы по отрасли «Образование» планируются в объеме 1 425 618,3 тыс. рублей, что превышает утвержденные ассигнования 2001 года на 64,6 процента. На содержание и развитие учреждений культуры, искусства и кинематографии запланировано выделить средств в 1,8 раза больше уровня текущего года.

В целях упорядочения государственных обязательств, предотвращения нерационального использования бюджетных средств областной бюджет взял на финансирование основную долю социальных выплат в регионе, таких, как: заработная плата работникам бюджетной сферы, компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книгоиздательской продукции, выплата пособий детям, находящимся под опекой (попечительством), организация летней оздоровительной кампании среди детей и подростков, социальные гарантии детям-сиротам.

В предстоящем году предусматривается ввод двух детских домов в Калачинском и Омском районах. Примет первых зрителей Омский государственный Северный драматический театр в Таре. Запланированы расходы на создание и обеспечение деятельности природной историко-культурной зоны «Окунева».

В целях осуществления постоянного контроля со стороны законодательной власти области, в проекте областного бюджета на 2002 год отдельными программами определены наиболее значимые расходы: «Школьный учебник», «Одаренные дети», «Культура Омской области». Продолжится участие Омской области в президентской программе «Компьютеризация сельских школ».

В проекте бюджета предусмотрено финансовое обеспечение «Комплексного плана мероприятий по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконным оборотом в Омской области на 2001 — 2002 годы».

Споры по поводу формирования доходной части бюджета можно продолжать сколько угодно, но от этого полнее она не станет. Раскручивать политические и предвыборные страсти вокруг больного, но жизненно важного вопроса, по меньшей мере, некорректно.

Прав депутат Машкарин. Если группа левых депутатов знает, где взять еще миллиард рублей, пусть подскажет. Но она молчит. А если в будущем бюджетном году, как и в нынешнем, благодаря благоприятной экономической ситуации доходная часть бюджета будет перевыполнена, то и слава Богу, все мы этому только порадуемся.

Большинство депутатов Законодательного Собрания так и решили, утвердили областной бюджет по доходам и расходам в объемах, определенных в проекте закона, — около восьми с половиной миллиардов рублей.

Второе чтение проекта намечено провести в ноябре. Сейчас в комитете по финансовой и бюджетной политике Законодательного Собрания обобщаются поправки к проекту закона о бюджете, идет работа по подготовке его ко второму чтению. Депутаты обсуждают статьи расходной части бюджета. Возможно, какие-то из них будут урезаны, какие-то, наоборот, увеличены. Но сумма утвержденных расходов останется неизменной.

На заседании Законодательного Собрания семь проектов прошли второе, окончательное, чтение и обрели силу законов. Все они будут опубликованы в ближайших номерах «Омского вестника». По ряду проектов проведены первые чтения, несколько законопроектов принято к дальнейшему рассмотрению.