МУФТИЙ ЗУЛЬКАРНАЙ ШАКИРЗЯНОВ: "ВАХХАБИТЫ В ОМСКЕ ЕСТЬ"

МУФТИЙ ЗУЛЬКАРНАЙ ШАКИРЗЯНОВ: «ВАХХАБИТЫ В ОМСКЕ ЕСТЬ»

В последние дни фраза "После 11 сентября мир изменился" стала трюизмом. Да, мир изменился. Но в лучшую ли сторону?

Братоубийственная бойня в Афганистане получила новый импульс развития, отношения Израиля и Палестины обострились до последнего предела, планету охватил массовый психоз по поводу сибирской язвы, американцы в США преследуют лиц арабской национальности, националисты в Казани сжигают чучело Ивана Грозного…

Отправляясь на интервью с муфтием Духовного управления мусульман Сибири Зулькарнаем Шакирзяновым, я внутренне был готов к возможным не слишком дружелюбным взглядам со стороны прихожан, к каким-то проявлениям исламского фанатизма, к упрекам по поводу агрессии в отношении мусульман. Однако соборная мечеть встретила вторничной пустотой. Трое молодых людей, судя по всему, готовились к студенческим занятиям -больше ни одного человека в мечети не наблюдалось.

Муфтий задерживался — был на похоронах. В его отсутствие заглянула пожилая женщина, попросила юношу прочесть молитву. Выслушала, ушла успокоенная. Наконец появился глава сибирских мусульман: «Вы по поводу интервью? Сейчас, только машину поставлю».

«Мы давно предупреждали: идет террор»

— Хорошо здесь у вас, Зулькарнаи Шакирзянович, тихо, спокойно, уютно…

— А у нас, слава Аллаху, одна из самых спокойных мечетей в Сибири. Мы в политику не лезем, светские власти не ругаем — откуда беспокойству взяться?

— Так-то оно так, однако кругом — всеобщее сумасшествие. Что сегодня с нашим миром творится?

— Политики пускай думают. Что случилось, то случилось… Мы давно предупреждали: идет террор, к нам никто не прислушивался. Политики прислушивались к американцам, когда они осуждали российское правительство за нарушение прав человека в Чечне. Нужно было вылавливать бандитов, а не бомбить чеченский народ То же самое происходит сейчас в Афганистане, я считаю. Нужно ли наказывать весь народ из-за одного или там десятка террористов?

— Народ победить нельзя, это так. Но один народ верит в Магомета, другой в Иисуса, третий — в Будду… Может, сейчас проще вообще быть неверующим, таким образом оставаясь вне зоны конфликта?

Надо верить. Бог один — веры разные. Все пророки от Бога — и Мухаммед, и Иисус, и Моисей Они толковали одно и то же Слово Божье. Но потом это Слово исказили, и сегодня под тем же прикрытием ислама творятся «чудеса». Коран же не призывает к братоубийственной войне. Ислам в переводе — религия мира. Ни один настоящий проповедник не станет призывать к вражде и насилию. Этого вы не найдете ни в Библии, ни в Талмуде…

— Зато это есть в жизни…

— В жизни много чего есть — те же наркотики. В какой священной книге сказано, что один человек должен одурманивать другого? А наркотики сегодня распространяют и христиане, и мусульмане. Одна из причин этому — бедность. Одни с каждым днем все больше богатеют, другие -беднеют. Сказал пророк: «Если ты выкопаешь яму и наполнишь ее золотом, то потом уже не остановишься — будешь рыть и вторую яму, и третью». Отсюда -жадность. Я каждую пятницу призываю прихожан жертвовать, как положено, в пользу бедных два с половиной процента своих заработков — почти никто не дает. Такую богатую страну развалили при помощи Запада без всякого ядерного оружия

Я Путину верю, нужно остановить всех этих олигархов — Абрамовича, Гусинского, Березовского…

— Алекперова?

— То же самое, все магнаты к этому стремятся Необходимо вернуть деньги в Россию.

«Ваххабиты ищут свою выгоду»

— Нет ли у вас ощущения, что дьявольское искушение побеждает? Может быть, нас бесы обуяли?

— Есть такое ощущение. Особенно после общения с экстрасенсами.

— Ваххабиты — тоже от дьявола?

— Я считаю, что мы и есть ваххабиты. Аравиец Ваххаб ведь был очень грамотным человеком, который призывал к чистому исламу. Я согласен — нужен и чистый ислам, и чистое христианство. Каждый верующий должен по-настоящему придерживаться канонов Библии, Талмуда, Корана. А так называемые ваххабиты, которые свои новшества вводят, — так они здесь свою выгоду ищут. Сейчас это в России сильно чувствуется.

— И в Омске?

— И в Омске. По одной из омских мечетей у меня есть информация, что там встречаются люди откровенно сочувствующие талибану. Они же призывают моих студентов уйти к ним, настраивают против меня моих прихожан.

— То есть в городе сильно влияние ваххабитов?

— Судите сами. У нас пять мечетей, в каждой из которых проповедуют имамы, обучавшиеся в разных странах, по-разному трактующие Коран. У нас по пятницам собирается 500-600 человек, в остальных мечетях от десяти до сорока верующих. Есть разница? Народ сам выбирает, мы никому не говорим «не ходите туда». Если бы каждую пятницу все мусульмане, все муллы собирались только в соборной мечети, мы бы все разночтения давно разрешили.

— Вы об этом с другими священнослужителями разговаривали?

— Получается, что с некоторыми из них мы говорим на разных языках. Если имам обучался в Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, считаю, он обязательно должен был попасть под обработку спецслужб. Приезжая в ту или иную страну, эти люди просто отрабатывают заказ тех, кто их сюда послал. Им же за это деньги платят.

Я в Томск съездить не могу -денег нет. А другие священнослужители на какие средства по стране разъезжают — на самолетах группами по десять человек, в гостиничных люксах живут, в шикарных ресторанах кушают? Откуда деньги? Некоторые связаны с ваххабитами, я так считаю.

Священнослужитель одной из омских мечетей учился в Тунисе. Ему каждый месяц из столицы зарплату привозят. Мы приглашали его учить студентов в нашем медресе -отказался. Москва не разрешает…

Они сегодня работают по всей области. Везут в районы деньги и уводят приходы под свое покровительство. Так уже случилось в Таре. Тевризе. Тавричанке.

— И какова реакция светских властей?

— Не знаю. Четыре года не могу попасть на прием к Казаннику. Ну, не принял и не принял — раз, другой, третий… Когда митрополит Феодосии в областную администрацию идет, его свободно пропускают, а у меня паспорт спрашивают.

«Америка сейчас себя выше Бога ставит»

— Зулькарнай Шакирзянович, нет ли у вас ощущения, что в последние дни отношение омичей к мусульманам изменилось, скажем так, не в лучшую сторону?

— Открытой враждебности нет. Я не знаю, какие проповеди читает митрополит, говорит ли он, что не нужно осуждать мусульман. Но я это говорю, каждую пятницу делаю посвященную молитву народам Афганистана, Палестины, Чечни. Не бандитам — народу прошу мира и стабильности.

С другой стороны, недавно была в мечети школьная экскурсия, и один старшеклассник, выходя, бросил: «Это они, мусульмане, бомбят мир». Видите, что делается?.. Или две недели назад случился инцидент: пьяные молодые люди пытались перебраться через забор мечети. Тут же оказались пьяные казахи — и чуть не сошлись стенка на стенку. Хорошо, я в мечети оказался, объяснил своим, что русские здесь ни при чем, христиане ни при чем. Соборная мечеть стоит в окружении русских домов, никто не жалуется на призывы с минарета. Объяснил им, что это политика Запада — столкнуть лбами народы России. Не будет войны между мусульманами и христианами — к этому только подонки призывают. А Бог один, и он всегда призывал народы к миру и дружбе. Выслушали они меня, руки друг другу пожали и мирно разошлись.

Если бы в эти критические дни примерно то же самое говорили все священнослужители, все учителя, все журналисты — народ все понял бы правильно. А то ведь до чего доходит — одного русского парня недавно из фирмы уволили только за то, что он стал мечеть посещать.

— У ваших прихожан ощущается озлобленность в отношении США?

— Случается. Но по двум-трем людям нельзя судить о настроении всех девяноста тысяч омских мусульман. С другой стороны, кто же в этом виноват? Нашли порошок с сибирской язвой в конвертах — значит. Саддам Хуссейн, и точка! Никто ничего не доказал, но Америка уже готова наказывать, бомбить, воевать. Жизнь человеку дал Бог, он и должен ею распоряжаться. А Америка сейчас себя уже выше Бога ставит. Я этого не понимаю.

«Это все Божья кара» o

— На фоне уклончивых и размытых рассуждений наших политиков на злободневную тематику, ваши высказывания на редкость откровенны…

— Мне и многие мусульмане говорят, что я часто выступаю резко, даже грубо. А я им отвечаю, что правда всегда резкая. Если говоришь то, что думаешь, это многим не нравится.

Если сегодня мы не посмотрим правде в глаза — этот раздор не остановить. Власть должна больше доверять авторитетным священнослужителям, мы должны советоваться друг с другом. Сегодня верующие в гораздо большей степени доверяют своим духовным пастырям, чем светскому начальству. Значит, нам нужно вместе работать в одном направлении.

— Читательская аудитория нашей газеты все же значительно превышает число ваших прихожан. Что бы вы хотели сказать горожанам в этот непростой момент нашей истории?

— Это все Божья кара — что христианам. что мусульманам, что иудеям. Мы забыли Творца своего. не поклоняемся ему. Берем без отдачи то, что Бог нам дает.

— И что теперь делать?

— Поклоняться Создателю. Если мы все вместе — и христиане, и мусульмане — будем молиться за мир, все будет хорошо. Ибо сказал Аллах: «Инна халакнакум шугубан ва кабаила литаграфу. Инна акрамакум гиндал лохи аткокум» («Создал я вас племенами и расами, чтобы вы ПОЗНАВАЛИ друг друга. В Судный день возвысит Бога тот, кто был богобоязненнее на белом свете»).