В БОЛЬШОМ ОЗЕРЕ никогда не было средней школы. Старожилы помнят, как их маленькими в течение всего учебного года возили в тракторных санях в соседние деревни. Три года назад в деревеньке закрыли и начальную школу — учеников всего трое, местной учительницы не нашлось, а приезжать сюда желающих нет. Теперь все школьники должны ездить в среднюю школу в Павлодаровку. В прежние годы там был интернат, рассчитанный на недельное пребывание детей. Большой корпус и сейчас сиротливо смотрит на дорогу разбитыми окнами…
Школьники
Так вот и вышло, что уже второй год многие ученики из Большого Озера в школу практически не ходят.
В семье Щуриновых таких двое — Саша и Вася.
— Когда мы узнали, что детей возить не будут, — рассказывает Вера Щуринова, — то даже и готовиться к школе не стали. Мы с мужем безработные, в хозяйстве держим только корову, так что лишних денег нет, ручки-тетрадки купить не на что. Обещают, что с понедельника будет машина, вот посмотрю, если начнут возить каждый день без перебоев, тогда и буду покупать одежду к школе, тетрадки, сдам деньги на учебники.
Не пошел в школу и Гена Лейхнир. Отца у мальчика нет, мать безработная. В семье еще четырехлетняя Кристина — но девочка тяжело больна и уже сейчас имеет статус инвалида. Держать хозяйство Наталья Сергеевна не может, хотя раньше имела и корову, и лошадь.
— Так и питаемся круглый год одной картошкой, — рассказывает она. — К школе подготовиться не могли — вот если бы выплатили долги по детским пособиям, тогда денег хватило бы. Да и зачем зря их тратить, все равно никто детей возить не хочет.
Практически не посещают школу Сережа и Наташа Шмаковы, Андрей Чехов, Люба Кондратьева — всего 12 человек.
Выход нашли только в семье Скалеченных. В их хозяйстве есть «уазик», на котором ежедневно возят в школу и обратно сына Сергея. Дюсеновы два года снимали для сына квартиру в Павлодаровке — отвозили хозяевам муку, картошку, мясо, масло, дрова. В этом году их сын ездит в школу вместо с другом Сережей Скалеченным. Компанию им составляет Женя Афурин.
Жить в интернате не захотели
Администрация Павлодаровской школы пыталась снять для всех озерских детей квартиру, выделили ставку воспитателя и нянечки. Но уже через пару месяцев стало ясно, что это не решило проблемы. Ведь в остальном родителям предложили самим содержать детей — покупать продукты питания, газ, топливо, самим стирать постельное белье. Одеяла-подушки тоже надо было везти из дома. Таких средств в семьях не оказалось, ведь в селе практически все безработные.
Дорога до Большого Озера не выглядит пустынной, транспорт — от конного до трактора — ходит довольно часто. Казалось бы, можно отправлять детей с попутками.
— Я даже не разговаривала со Скалеченным, — признается Вера Шуринова. — Вряд ли он согласится просто так возить пацанов. Вот если бы нам дали дом в большом селе, мы бы переехали туда, где школа рядом.
— С нас Скалеченный ничего не спрашивал, — смущаются Дюсеновы. — Но мы сами понимаем, что надо иногда машину заправлять.
— Хорошо было при коммунистах, — вспоминает Наталья Серегина, мать Гены Лейхнира. — Тогда все для нас делали. Сейчас сына учу сама, он уже до десяти считает, правда, дальше путается.
Школа
— Трудно учить детей, которые на подвозе, — рассказывает Галина Александровна Лобанова, директор Павлодаровской школы. — В прошлом году старшеклассников из Девятириковки возили сами родители. И это им обошлось недешево. Если помните, зима была снежная и холодная, так что еще и трактор несколько раз нанимали, чтобы разгрести снежные заносы. Зато девятириковские дети школу практически не пропускали. В этом году в их селе открыли вечернюю школу, так что нужда ездить к нам отпала. Из деревни Бельсенды, что рядом с Большим Озером, к нам ездит одна только девочка, школу не пропускает, умница.
Родители школьников из Большого Озера не сидели, сложа руки. По их требованиям районные власти выделили ГАЗ-66 с будкой — эта мощная машина и будет возить школьников. Правда, она требует значительного ремонта. Да и на бензин будет уходить около семи тысяч ежемесячно.
Учителя готовы позаниматься с детьми дополнительно, ведь многие здорово отстали от сверстников. Тем же Шуриновым придется учиться с более младшими детьми -Вася вместо восьмого класса пойдет в шестой, Саша — не в третий, а в первый. Трудно придется всем двенадцати ученикам — догнать пропущенное непросто.