СЕЛЬСКАЯ ЗАРПЛАТА ВЫЙДЕТ ИЗ «ПОДПОЛЬЯ»

31 октября прошло селекторное совещание участников межведомственной комиссии по координации деятельности органов, осуществляющих контроль за уровнем, условиями и своевременностью выплаты заработной платы, и глав местного самоуправления, руководителей налоговых служб, товаропроизводителей, предпринимателей сельских районов Омской области

Вел совещание первый заместитель губернатора А. И. Голушко.

Это был первый разговор участников межведомственной комиссии с селянами. Весь предыдущий месяц она рассматривала финансово-экономическое положение предприятий, расположенных в Омске. Дошла очередь и до сельских товаропроизводителей, предпринимателей. Ситуация с выплатой зарплаты на селе мало чем отличается от ситуации в городе. Хозяйствующие субъекты на деревне тоже времени даром не теряли и научились уводить из-под налогообложения львиную долю прибыли. И зарплату там выплачивают в конвертах или натуроплатой, и страховые договоры заключают — лишь бы подоходным налогом зарплата не облагалась, и формальное дробление крупного производства на основное и дочерние осуществляют.

Разница с Омском в одном -в размерах выплачиваемой людям зарплаты. Если в областном центре ее средний размер за девять месяцев текущего года составил 2,2 тысячи рублей, то ни один сельский район и близко к этой цифре не стоит. Самый низкий показатель — в Колосовском районе (829 рублей), самый высокий — в Омском (1700 рублей). Впрочем, Омский район вообще стоит особняком. Разрыв между ним и следующим в рейтинге по уровню средней зарплаты Калачинским районом — 300 рублей. Так что разбег в уровне зарплаты между районами — от 829 рублей в месяц до 1400.

Положение с выплатой зарплаты на селе усугубляется еще и тем, что рабочие привязаны к конкретному АО, СПК, ХПП, ферме или полеводческой бригаде в отличие от жителей Омска. Сегодня при явно обозначившемся на рынке труда спросе на квалифицированные кадры профессиональный слесарь, столяр, компьютерщик уже не будут трудиться на предприятии за гроши. Они будут искать места с более приличными окладами. Сельский житель и рад бы поискать работу поприбыльнее, но где? Выбора-то нет.

На связи — глава местного самоуправления Шербакульского района А. О. Эссе.

По сравнению с прошлым годом средняя зарплата по району выросла на 21 процент. Но ее размер все еще ниже некуда. Со своими 878 рублями Шербакульский район занимает второе место снизу и идет, можно сказать, в ногу с аутсайдером — Колосовским районом.

Почему район, так близко расположенный к Омску, имеет, на удивление, низкий уровень средней зарплаты? Глава администрации района признается, что до сих пор власти не научились работать с предпринимателями и фермерами. Первые, словно колобки из сказки, ловко уходят не только от местного самоуправления, но и от налоговой инспекции и полиции, скрывают реальные доходы своих ЧП. Что касается фермеров, то об их финансово-хозяйственной деятельности районным властям вообще ничего не известно. В своих отчетах в налоговые органы они «доказывают», что сработали по нулям, то есть доходы только покрыли расходы. И какие, мол, с нас взятки?

Кстати, как выяснилось позже, во время общения с другими главами местного самоуправления, запутанные взаимоотношения с фермерами -общая беда для всех сельских районов. Слушая сетования руководителей, начальник областной налоговой инспекции В. М. Погребняк даже возмутился:

— До трети урожая в районе (имеется в виду уже Черлакский район) собирается крестьянско-фермерскими хозяйствами, а они или не отчитываются вовсе или сообщают, что никакой деятельности не ведут! Разве можно все так и далее оставлять? Чтоб исправить сложившееся положение, надо и главам районных администраций более четкую линию в отношении фермеров проводить. А то ходите вокруг них на цыпочках, переживаете, как бы они не обиделись на вас, как бы землю не побросали.

Однако вернемся в Шербакульский район. По сложившейся на предыдущих заседаниях межведомственной комиссии традиции А. Голушко пригласил к диалогу руководителей частных предприятий, показывающих в отчетности среднюю зарплату ниже ее минимального размера, утвержденного правительством, то есть ниже 300 рублей.

В частности, Галину Борисовну Ширканову он попросил пояснить, отчего столь мизерная — 261 рубль в месяц — зарплата в возглавляемом ею ООО»Импульс». И Г. Б. Ширканова стала «убедительно» рассказывать межведомственной комиссии о причинах плачевной жизни коллектива «Импульс», занимающегося на селе торговлей. И населения-то мало в тех деревнях, где торгует «Импульс», и конкуренция-то большая — ее составляют местные жители, торгующие на дому, и к зиме надо было готовиться, уголь закупать…

Внимательно выслушав тысячу и одну причину, приведшую 000 «Импульс» к зарплате в 261 рубль, председатель межведомственной комиссии сделал категорическое заключение:

— Вы пытаетесь всех нас ввести в заблуждение. Никаких 260 рублей в месяц вы своим работникам не платите. Как минимум, раза в 3-4 больше. Давайте-ка уточняйте эту цифру и показывайте в отчетах реальную.

Кстати, следом вступивший в разговор председатель Шербакульского райпо В. А. Наумов в общем-то подтвердил возникшие у членов межведомственной комиссии сомнения в соответствии цифры 261 реальной зарплате доблестных тружеников сельской торговли. Весь коллектив райпо поделен на шесть хозрасчетных звеньев — на ЧП. Люди зарабатывают на жизнь в ЧП, а числятся по-прежнему в штате райпо — по заявлению об отпуске без содержания. Сведения в налоговую инспекцию подаются обо всех членах коллектива, и зарплата средняя выходит действительно очень скромная. Но в том-то и дело, что она не соответствует реальным доходам людей. Значит, и государству они не отдают то, что положены отдавать по закону.

Ситуации с зарплатой в других районах, главы которых были приглашены к диалогу на селекторном совещании (Кормиловском, Черлакском, Муромцевском), мало чем отличаются друг от друга. Разве что, как мы указали в самом начале, размером средней зарплаты. И потому обращение А. Голушко к районным службам налоговой полиции и инспекции касалось всех без исключения:

— Годами предприятия в районах скрывают реальную заработную плату. И даже с той, которую показывают, не платят подоходный налог. Эти факты -свидетельства вашей беспомощности. Что ж, будем находить на ваши места других людей, которые не будут демонстрировать беспомощность. Будем наводить порядок.