КРЕСТЬЯНИНУ НАДО ПОКЛОНИТЬСЯ В ПОЯС…

Позавчера начальник главного управления сельского хозяйства, вице-губернатор Виктор Яковлевич Белевкин и начальник управления государственной хлебной инспекции по Омской области Виктор Иванович Капис дали пресс-конференцию для омских журналистов

Состоявшийся разговор стал по сути первым подведением итогов уборки урожая. На пресс-конференции побывала и наш корреспондент. Предлагаем вам ее отчет.

ОБНАРОДОВАННАЯ цифра намолоченного в области зерна -4 миллиона 400 тысяч тонн — почему-то вызывает недоверие у некоторых столичных СМИ. Хотя понятно, почему. В других сибирских областях урожай куда более скромный. Алтайцы, правда, намолотили 4,5 миллиона тонн, ноу них посевная площадь была чуть ли не вдвое больше: 3 миллиона 300 тысяч гектаров. Так что объективно по урожайности мы — лидеры. В среднем по области с гектара собрано 22,5 центнера зерна. А в отдельных районах и хозяйствах урожайность на гектар вообще рекордная. В Азовском районе, скажем, — 30,6 центнера, в СПК «Желанное» Одесского района — 40 центнеров, в госплемзаводе «Омский» Марьяновского района — 45,8 центнера.

Бывалые люди вспоминают 1979 год. Тогда сбор зерна по области составил 4 миллиона 379 тысяч тонн, и это тоже был рекорд. Но если по погодным факторам и по урожаю 2001 и 1979 годы действительно сопоставимы, то никак нельзя сравнивать материально-технические условия, в которых тогда и сейчас хлеб добывался. Тогда на полях работали 17 тысяч 700 комбайнов, вдобавок привлекалась масса траспорта и рабочих рук из города. И все же около 150 тысяч гектаров зерновых ушло под снег. Сегодня крестьяне управились собственными силами. И гораздо меньшим парком техники: всего 7-ю тысячами комбайнов. Почти вся техника к тому же уже латаная-перелатаная из-за финансовой невозможности ее обновить. Так что цена у этих двух рекордов абсолютно разная. И хочется искренне присоединиться к Виктору Яковлевичу Белевкину, который подчеркнул:

— Я бы нашим крестьянам поклонился в пояс и сказал огромное спасибо за их труд.

Да, как и в 1979 году, часть хлеба оказалась не убранной вовремя. И кроме объективных (непогода, старая техника) есть тому и субъективные причины. Как считает вице-губернатор, сейчас домолачивают урожай именно те хозяйства, которые не прислушались к ученым, советовавшим, поскольку весна пришла на две недели быстрее, сеять зерновые раньше обычного, — и вышли в поле в традиционные сроки. У них хлеб созрел поздно. А кое-кто проиграл на том, что затянул начало уборки в ожидании солнечных дней, которые, как мы знаем, наступили только в конце сентября. Как раз по этой причине еще не закончил жатву Оконешниковский район. Здесь41 процент всех хозяйств составляют КФХ, в которых нет своих сушилок и токов. И в общем фермеров, ожидавших у поля погоды, можно понять. Видя, что элеваторы задыхаются от наплыва зерна, они просто боялись сгноить сырой хлеб. Сейчас оконешниковцам оказывается помощь: на их полях работает техника из других районов, в том числе американские «Кейсы». Достигнута договоренность с ближними элеваторами о приеме без ограничений оконешниковского зерна на сушку. А чтобы разгрузить эти элеваторы и обеспечить возможность приемки сырого хлеба, главное управление сельского хозяйства организовало продажу 5 тысяч тонн продовольственной пшеницы покупателям из Москвы. Как считает вице-губернатор, оставшиеся десятые доли процента неубранных площадей до понедельника будут-таки осилены. Благо, по прогнозам синоптиков погода пока измениться не должна. Так что на празднике работников сельского хозяйства за эти «десятые доли» стыдиться друг перед другом аграриям не придется.

Конечно, журналисты не могли обойти молчанием сюжеты, прошедшие по нескольким центральным телеканалам. Смысл сюжетов был такой: в Омской области пропадает большой урожай, хлеб уже начал гореть и прорастать. Вот как прокомментировал их Виктор Яковлевич:

— Я очень спокойно отношусь к подобным материалам. Очевидно, это чей-то заказ, кому-то был нужен этот негатив. Но вы же, наверное, не первый год видите хлебушек, много бывали на селе. И знаете, что даже в сухой год зерно порой прорастает. Но из случайно выдернутого факта, из кучки проросшего зерна не надо делать вселенской трагедии. Ведь заметьте: по всем каналам прошел один эпизод, показали одно хозяйство. Не скрою, в этом хозяйстве есть проблемы, оно осталось фактически без «головы», директор лежит с инфарктом в больнице. К тому же, не рассчитывая на такой большой хлеб, там на 4000 гектаров увеличили посевные площади, управиться с которыми, наверно, были не готовы. Но сегодня мы хозяйству помогаем. Зерно сушится. И, думаю, порядок будет наведен. А в целом оценивать ситуацию с сохранностью урожая в области как критическую нет никаких оснований. Между тем авторы сюжета оказали нам поистине медвежью услугу. В администрацию уже звонят из других регионов и предлагают скупить зерно подешевле, поскольку оно якобы все равно пропадает.

В какой-то момент элеваторы области действительно оказались не способными принимать на сушку зерно: не хватало железнодорожных вагонов, чтобы отгрузить готовые партии хлеба покупателям. Но эта проблема снята. Потоки зерна на элеваторы контролируются, и туда, где возникает напряжение, направляют больше вагонов. Сегодня на элеваторах находится один миллион 200 тысяч тонн хлеба, а их пропускная способность — один миллион 650 тысяч тонн.

-Так что «запас прочности» имеется, — подчеркнул вице-губернатор.

По данным государственной хлебной инспекции, которая контролирует качество урожая, 78 процентов лежащего на элеваторах зерна — это пшеница третьего класса. Для читателя поясню, что именно пшеница III класса используется в хлебопечении. Так что не только получено рекордное количество хлеба, но и качество его достаточно высокое. Хватит и себя стандартной мукой обеспечить, и еще другим регионам с хлебопекарным сырьем помочь. Заметим, самое лучшее, сухое зерно хозяйства не повезли на элеваторы, а припрятали у себя в хранилищах, рассчитывая продать его подороже, когда вырастет закупочная цена. Однако в тех партиях, которые прошли через руки хлебных инспекторов, выявлено даже 6,5 тысячи тонн пшеницы II класса, про которую все уже давно забыли. К слову, ни один коммерсант не хочет ее брать, поскольку платить за нее надо дороже. Тем не менее — факт: хлеб в области вовсе не гниет и не прорастает, наоборот, отвечает высоким стандартам.

Все эти нынешние рекорды области — вовсе не «подарок» небес. Наоборот, погода не способствовала выращиванию качественного зерна. И то, что его вырастили — результат больших сдвигов в самой психологии крестьян, которые раньше надеялись на государство, а сегодня должны надеяться только на себя и потому больше стали думать о культуре земледелия, о сортообновлении. Это и плод большой организационной работы властных структур. Напомню, и губернатор, и специалисты главного управления сельского хозяйства еще в начале лета настраивали сельхозтоваропроизводителей готовиться к ненастной осени и вовремя позаботиться о подготовке сушильного хозяйства. Не случайно хозяйства области даже закупили тридцать новеньких сушилок.

Несмотря на отдельные ошибки, просчеты аграрии вправе чувствовать себя нынче героями. 23 ноября в музыкальном театре они отметят свой профессиональный праздник (который по календарю выпадает на период уборки и потому в области всегда переносится на более позднее время). Как сказал Виктор Яковлевич Белевкин, губернатор распорядился провести праздник как следует: с концертом, с обедом, с рюмочкой. Хлеборобы этого заслужили. А самых лучших ждут особые поощрения, в том числе двадцать легковых автомобилей.