Лифтовая проблема существовала в Омске с момента появления лифтов как таковых. Уже тогда, на заре многоэтажного домостроения началось нецелевое использование лифтов. Подъемные машины почти сразу были преобразованы в бесплатные передвижные туалеты, а потому запах мочи и по сей день — главный атрибут омских лифтов.
Проблемы лифтового хозяйства в последние годы просто не поднимались — вроде бы их и не существовало. Впервые об этом заговорили лишь нынешней осенью. Как минимум сто лифтов требуют сегодня капитального ремонта и, следовательно, достаточно больших денег. Первые капиталовложения уже сделаны. Только заводу подъемных машин перечислено более двух миллионов рублей. Около ста тысяч получило предприятие «Омсклифт», начаты необходимые работы.
Однако стоит на том же Левобережье осмотреть хотя бы десяток лифтов, в голову приходит парадоксальная мысль: а стоит ли тратить деньги?
Во-первых, абсолютно везде — стойкий отвратительный запах.
Во-вторых, новые поколения омичей научились использовать лифты в новом качестве. Прокатившись пару раз до девятого и обратно, пассажир нередко оставляет на полу использованный шприц. И тогда пресловутое оправление естественной надобности кажется уже детской шалостью.
В-третьих, всевозможные формы «наскальной живописи» — от вульгарного корябанья перочинным ножом до использования импортных аэрозолей.
Особой строкой стоят кнопочные пульты управления лифтом. В подавляющем большинстве кнопки этажей изготовлены из пластмассы, что позволяет за время поездки сжечь зажигалкой хотя бы одну кнопку. Популярно и вбивание кнопок вовнутрь различными металлическими предметами. При этом особой популярностью пользуются кнопки аварийного вызова.
Судя по всему, департамент городского хозяйства мэрии намерен самым серьезным образом заняться восстановлением лифтов. Только сколько просуществует отремонтированный лифт в нынешних условиях? Неделю? Месяц?
Или стоит возродить институт лифтеров? А может быть попросить завод подъемных машин обшивать кабины танковой броней, а пульты управления изготовить из жаропрочных материалов?
Похоже, не спасет и это. Впрочем, работы по восстановлению лифтов идут полным ходом.