Уныло и холодно как… на кладбище… На страну покойников давит темное небо осеннего вечера. Дачный сезон закончился, так что сегодня выбраться с Северо-восточного кладбища не так-то просто. Автобусы ходят здесь не часто…
Две женщины с тяжелыми замызганными сумками а ля китайский ширпотреб выбираются из грязной аллеи на остановку. Подходят ко мне, чтобы спросить время… Ждать автобуса еще долго… Честно говоря, я даже не обратил бы внимания на опухшие, иссиня-пьяные женские лица, если бы не торговцы ритуальными бумажными цветочками. Совершенно неожиданно со стороны торгового ряда раздался резкий крик:
— Мужчины, мужчины! А ну-ка посмотрите, что у них в сумках! Воровки! Твари! Цветы наши воруют!
Вокруг ободранных женщин с сумками собирается толпа. Без всякого сопротивления расхитительницы человеческой памяти дают заглянуть в сумки. Оттуда выпирают беспорядочно сваленные бумажные цветы и покореженные венки. Тут же гонцы из толпы бегут в сторожку за подмогой. Просят вызвать милицейский наряд. «Санитары» кладбища держатся бодро:
-Да, собираем ваши цветы. А вам-то что? Мы же не ваше берем. Вам же лучше — люди же будут опять у вас покупать…
Атмосфера на кладбищенской остановке накаляется. Торговцы кроют матом «санитаров»… В толпу затесался грязный малый лет тринадцати-четырнадцати. Кладбища стали излюбленным местом прогулок ребятишек. Здесь они могут найти печенье, водку, оставленные на могилках, просто пообщаться друг с другом…
— Да вы… Вам еще повезло, что я один сегодня, — орет малый. — Мы таких, как вы, п…м толпой.
— Как? Вы их бьете? — удивляется одна из торговок.
-Да, конечно. Соберемся с ребятами и п…м…
Увы, подобные инциденты происходят на омских кладбищах довольно часто. Правда, с поличным бомжеватых «санитаров» берут довольно редко. Да, как правило, это никому и не нужно. А вот цветы и венки с могил пропадают постоянно. Живые омичи знают об этом. Потому уже возник у нас обычай живые цветы надламывать, а искусственные… Кое-кто из родственников умерших пытается решить и эту проблему. На могилке венок, например, сегодня принято надрывать…
Гадко, не правда ли? Но, несмотря на все предосторожности, бизнес на человеческой памяти продолжает процветать. Вам никогда, к примеру, не приходилось покупать живые цветы со спичкой в месте надлома? Такой дефект сразу и не приметишь… Ну а венок вообще при желании можно починить. Стоит-то он, между прочим, сегодня недешево. Средняя цена — от ста до четырехсот рублей за штуку… Пожалуй, пора задуматься над целесообразностью таких «подарков». Все равно ведь назавтра венок с могилы может исчезнуть…
Впрочем, бумажно-цветочный бизнес — мелочь по сравнению с воровством памятников. Конечно, скромные кресты никого не волнуют, а вот гранит и базальт в один прекрасный момент могут просто исчезнуть с могилы.
— Что я могу посоветовать людям? — говорит Константин — частный предприниматель, занимающийся изготовлением памятников. — Да железный крест на могиле установить, а стальную оградку залить бетонным фундаментом. Других надежных вариантов увековечить память умершего нет.
— Но ведь на гранитных и базальтовых плитах выбивается имя покойного?..
— А что помешает ворам снять полсантиметра «стружки» и заново продать плиту? Технически сделать это довольно легко.
— И все же богатые клиенты хотят увековечить память родственников и друзей в благородном материале. Часто ли обращаются к вам люди для повторного установления памятника после того как первый уже похищен?
— Честно говоря, такого не упомню. Вот отмывать памятники от сатанинской атрибутики доводилось. Установили мы как-то гранитную плиту на могиле, дали гарантию. А через месяц к нам клиент прибежал: помогите. Оказывается, сатанисты на могиле шабаш устроили, весь памятник атрибутами своими покрыли. Да так, что не отмывается. Конечно, эти услуги в нашу гарантию не входят. Да и кто вообще может застраховать от подобных вещей? Но клиенту своему мы навстречу пошли. Кое-как отчистили плиту от краски.
Говорят, что по отношению общества к детям и старикам можно делать выводы о степени нашей цивилизованности. К этому утверждению можно было бы добавить и еще один аспект: отношение к нашим умершим. Человечество не может жить без памяти, в том числе и памяти к отшедшим в мир иной. Как можно охарактеризовать нашу память к покойным после всего того, что происходит на кладбищах? Здесь вполне уместно было бы поговорить и о существующей в Омске похоронной системе. Комбинат специальных услуг, впрочем, со своими обязанностями справляется неплохо, а вот морги… Довелось мне как-то побывать в одном из них, расположенном на Левобережье у БСМП. Картина не для слабонервных. Кучи трупов, сваленных прямо на полу. Тело на тело… Невольно вспоминаются документальные кадры об Освенциме. Штабеля труповупечей… Похожая картина, неправда ли? Каково родственникам заходить сюда, перешагивая через голые тела?..
Но есть ли смысл писать обо всем, что происходит в моргах и на кладбищах? К сожалению, многие из нас уже спокойно относятся к беспорядкам. В самом деле, что тут можно изменить? К каждому памятнику охрану не приставишь. Один-два сторожа на кладбище ситуацию не изменят. Им порой даже выходить по ночам страшно из сторожки. И не мертвых они боятся, а живых. Избить безоружного охранника тем же сатанистам очень легко.
Впрочем, недавно в нашем городе появились солидные люди, которые хотят навести порядок. Речь идет здесь о частных кладбищах. За определенную плату родственники получали бы гарантию того, что могилы умерших будут поддерживаться в надлежащем порядке. Удобно это прежде всего для тех, кто навсегда оставляет своих покойников, уезжая в ту же Германию на постоянное место жительства. Правда, вопрос о частных кладбищах пока висит в воздухе — слишком необычно для нас платить деньги за память… Гораздо привычней надламывать цветы и ставить на могилах неброские памятники.