ВОКЗАЛ ПЕРЕЕЗЖАЕТ?

Новосибирцы готовы забрать себе мирьяновский вокзал - памятник архитектуры и истории, поскольку здесь он, похоже, никому не нужен

У НАШИХ соседей имеется музей железной дороги под открытым небом, где собраны многие «жемчужины» Транссиба. За столетие, которое существует эта великая магистраль, конечно, не все удалось сохранить, и новосибирцы готовы теперь даже строить в натуральную величину, восстанавливая по проектной документации или фотографиям, макеты тех уникальных зданий, что располагались когда-то вдоль сибирского железнодорожного пути.

Марьяновский вокзал, построенный в 1896 году, безусловно, уникум. Здесь весной 1918 года отряды Красной Армии и Омской Красной гвардии сражались с белогвардейскими войсками, наступавшими на Омск. Годом позже, когда в районе Марьяновки вновь шли оси, в здании вокзала, где размещалась канцелярия штаба, бывал командарм Тухачевский. Уникальность марьяновского вокзала состоит еще и в том, что на станции сохранился целый комплекс вокзальных построек, включающий в себя водонапорную башню, дом жандарма, будку обходчика и еще ряд строений. К месту пришелся здесь и подаренный к столетию райцентра омским отделением железной дороги старинный паровоз с вагонами.

Само здание вокзала, обслуживающее пассажиров и по сей день, находится в удовлетворительном состоянии. И, наверное, именно хорошая сохранность вокзального ком апекса сыграла решающую роль в том, что руководство Западно-Сибирской железной дороги выделило средства на строительство нового вокзала в Марьяновке. Строители планируют завершить его уже в конце сентября, и сегодня ведутся разговоры о сносе старого здания. Железнодорожники не намерены вкладывать деньги в его реставрацию, а у администрации района их попросту нет.

Между тем, столетний вокзал почти безболезненно перенес соседство со строительной площадкой. Однако теперь ему предстоит пройти испытание дождевыми и грунтовыми водами, которые будут стекать с выше расположенной территории нового вокзального комплекса. Тратиться на водоотведение у заказчиков строительства желания нет, дешевле снести уникальное здание. Как ни странно, с этим решением согласились и в областном обществе охраны памятников, хотя там прекрасно знают, что марьяновский вокзал находится на госохране.

Начальник омской инспекции по охране памятников Олег Свиридовский считает, сто снос этого здания попросту незаконен. Снять вокзал с госохраны можно только на основании постановления правительства и согласования Министерства культуры. Пока же этого нет, инспекция будет добиваться подобающего отношения к зданию-памятнику и требовать выполнения необходимых для его сохранения работ.