ЮРИЙ ШУШУБАЕВ: "НЕ ХВАТАЕТ ВАГОНОВ, ЧТОБЫ ВЫВОЗИТЬ ЗЕРНО, ПОЭТОМУ "ЛОМАЕТСЯ" ЦЕНА"

ЮРИЙ ШУШУБАЕВ: «НЕ ХВАТАЕТ ВАГОНОВ, ЧТОБЫ ВЫВОЗИТЬ ЗЕРНО, ПОЭТОМУ «ЛОМАЕТСЯ» ЦЕНА»

С 1 ноября 2000 года ЮРИЙ ШУШУБАЕВ работает директором ООО "Евросервис-Иртыш"

Юрий Жуспекович родился 17 июня 1969 года в селе Ивановка Горьковского района Омской области. В 1986 году окончил среднюю школу и в том же году поступил в сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1987 году, получив специальность зоотехника. В ноябре 1987 года был призван в ряды Советской Армии. Проходил службу в пограничных войсках.

В 1990 году поступил на службу в Советский РОВД города Омска. В 1994 году пришел работать в ТОО «НПФ «Эксби» на должность менеджера, а затем был назначен коммерческим директором этого предприятия. В 1998 году стал коммерческим директором ООО «ИСА-97», где и работал до назначения директором ООО «Евросервис-Иртыш».

В настоящее время заочно учится на 3-м курсе экономического факультета Омского государственного университета.

Женат. Воспитывает двоих детей.

ООО «Евросервис-Иртыш» пришло как трейдер на омский зерновой рынок и сразу стало заметным его участником. Всего год спустя — это уже группа компаний, работающих в единой технологической цепочке от производства зерна до реализации готовой продукции. В ближайших планах компании создание вертикально интегрированного агрохолдинга в Кормиловском районе. Юрий ШУШУБАЕВ рассказал корреспонденту «КВ» том, как сделать аграрное производство доходным.

— Юрий Жуспекович, когда вы в прошлом году стали директором, то уже имели опыт работы на зерновом рынке?

— Вся моя коммерческая деятельность была, в принципе, связана с сельхозпродукцией. Мясо, молоко, масло. С зерном, правда, не доводилось иметь дело. Конечно, сначала было сложно. Большая конкуренция, большие объемы…

— Насколько я знаю, сегодня ваша компания лидирует на региональном зерновом рынке. В прошлом году вы закупили более 100 тысяч тонн продовольственной пшеницы, а какие планы на этот год?

— Достаточно большие. Планируем закупить порядка 150-200 тысяч тонн. Но прямые покупки зерна — это лишь часть нашей сегодняшней деятельности. Чтобы было более понятно, скажу о тех предприятиях, которые у нас есть. Прежде всего это Ивановский комплекс — элеватор и новая мельница производительностью 120 тонн в сутки. Предприятие достаточно крупное — работает 220 человек. Еще заканчиваем процедуру покупки Калачинского молзавода. Там завершается внешнее управление. В общем, 30 октября мы оплачиваем все суммы и начинаем работать.

— Чуть подробнее о молзаводе. Сколько у него долгов?

— 14,2 миллиона рублей. Это и задолженность перед работниками по зарплате, и перед поставщиками, и перед энергетиками, и, естественно, по налогам, и каковские кредиты без пени. Мы готовы делать инвестиции в модернизацию производства. Тот ассортимент продукции, который выпускался, сегодня просто неконкурентоспособен на рынке в силу ряда причин. Там уже работают наши специалисты, делают технический аудит. В принципе, уже есть понимание: что мы будем делать и как. В планах выпуск цельномолочной продукции, сухого молока, масла и казеина. Все уже слегка подзабыли, что такое казеин, хотя это ценное сырье из белка имеет отличную перспективу в частности, для импорта. Спрос на него будет только возрастать год от года, в том числе и на российском рынке.

— А как насчет омского рынка дорогих молочных продуктов?

— Конечно, со временем мы будем расширять ассортимент, а значит, дойдет очередь до йогуртов и сладких сырков, с которыми мы собираемся выходить на омский рынок, но это пока планы на отдаленное будущее.

— Затраты, судя по всему, предстоят значительные?

— Прежде чем заработали на полную мощность Ивановский элеватор и мельница, мы вложили туда 1,2 миллиона долларов. По молзаводу, как я думаю, порядок цифр будет примерно таким же.

— А как насчет Кормиловского комбината хлебопродуктов? Много слухов ходило…

— Слухи они на то и слухи, чтобы когда-нибудь подтверждаться. На сегодняшний день ситуация такая: у Кормиловского КХП два акционера — 51% акций принадлежит государству и 49% акций у нашей компании. Комбинат работает стабильно. Мы решили большую часть финансовых вопросов. Погасили кредиты, задолженность по налогам и дали деньги на реконструкцию мельничного оборудования. Сама по себе мельница хорошая, но любое оборудование периодически нужно модернизировать. За летний сезон выполнили весь объем работ на мельнице и сделали капитальный ремонт комбикормового цеха. Теперь КХП будет и дальше работать без проблем. А вообще что касается Кормиловского района, то комбинатом наши интересы не ограничиваются. Мы по договоренности с областной администрацией создаем в районе МТС. Вся сельхозтехника, которая работает сегодня на полях в тех же СПК, изношена практически на 70%. Самостоятельно восстановить ее селянам не под силу. Мы уже в этом году приобрели 10 комбайнов «Енисей», 4 комбайна фирмы «Кейс» и 5 автомобилей КАМАЗ. Вся техника, естественно, новая. В период этой уборочной кампании она отработала не только на полях, арендованных Кормиловским КХП, но и помогла собрать урожай еще нескольким хозяйствам.

— На каких условиях?

— По договору аренды. Сегодня стандартные условия — 20% от бункерного веса зерна. Точно так же работает Калачинская МТС. Мы, кстати, ведем переговоры и по дальнейшему приобретению сельхозтехники. По нашим расчетам, на Кормиловский район потребуется приблизительно 50-60 единиц тракторов и комбайнов.

— А кто сегодня работает на тех же «Кейсах»?

— Наши механизаторы — пайщики. Получают стабильную зарплату и процент от своего земельного пая. Очень довольны. Ну не из города же специалистов везти.

— Не жалко дорогую технику? Говорят, на селе работать разучились?

— Ничего, справляются. А работать везде разучились, в городе тоже. Мы для механизаторов специальные курсы открыли: обучаем, знакомим с техникой. Наш работник в этом году намолотил больше всех зерна в Кормиловском районе. Первый раз сел на «Кейс», кстати.

— Если я правильно понимаю, Кормиловский район — это стартовая площадка для вашего будущего агрохолдинга?

— Можно сказать и так. Прошло то время, когда жили просто: купил-продал и на этом заработал. Сегодня большинство трейдеров планомерно пришли в переработку, а теперь вот идут к земле, к товарному производству. Начался процесс в Центральной России, а теперь дошло и до Сибири. Если у нас, к примеру, получится в Кормиловке, то будем выходить на другие районы. Естественно, мы стараемся учесть все возможные проблемы. Не секрет, что существуют различные компании. В том числе те, которые выжимают все соки, а потом спокойно сворачиваются и уходят. Мы пришли на этот рынок всерьез, и думаю, что навсегда, поэтому, во-первых, все действия согласовываем с местными властями, с главой администрации; во-вторых, при создании агрохолдинга мы готовы отдать часть его акций районной администрации. Это может быть, к примеру, блокирующий пакет — 25 % акций. С его помощью местная власть сможет контролировать ситуацию.

— В общем, земле тоже нужны инвестиции.

— Совершенно верно. У селян не хватает денег на проведение в полном объеме всех необходимых агротехнических мероприятий. Нужно и удобрения вовремя внести и пестицидами обработать. Земля еще может дать высокий урожай, как мы увидели в этом году, но хорошо, что так помогли климатические условия. Лучше подстраховаться от капризов погоды технологией. Мы вот в этом году заключили договор о сотрудничестве с СИБНИИСХОЗом. Они нам сделают пакет технологических карт для всех земель Кормиловского района — как обрабатывать, какие удобрения вносить, какие семена использовать для повышения урожайности зерновых культур. Это, конечно, дорого, но окупится в дальнейшем высоким урожаем.

— А ваши планы по созданию агрохолдинга как-то связаны с предстоящей либерализацией оборота сельскохозяйственных земель?

— Конечно, предполагаемые изменения в земельном законодательстве могут многое изменить на зерновом рынке. Но мы как переработчики идем сегодня в эту программу не с целью отхватить себе в собственность побольше земли и оставить селян ни с чем. Есть иной путь — более цивилизованный, на мой взгляд. Мы хотим оставить ту сельскую инфраструктуру, которая есть на сегодняшний день. В том числе и животноводство. Нам самим понадобится молоко для переработки на молзаводе.

— Холдинг — это не только производство, но и реализация. Крупные компании часто обвиняются в том, что вывозят зерно из региона.

— Реализуем, конечно, везде — и в Омской области, и за ее пределами. Но, в принципе, до 40% нашей муки помола Кормиловского КХП и Ивановской мельницы остается в регионе. Безусловно, мы будем оставлять муку и в дальнейшем. Причем по нормальной цене.

— Руководство области проявляет заботу о продовольственной безопасности региона…

— Правильно проявляет. Мы тоже понимаем проблемы региона и не собираемся вывозить всю свою продукцию. Не спорю, конъюнктура российского зернового рынка складывается порой так, что в ряде регионов цены на муку выше, да и пшеница из Западной Сибири пользуется неплохим спросом в Центральной России, но мы не гонимся за сверхприбылью. Экспортируются излишки, которые регионом не востребованы. Заложенная рентабельность нас устраивает. Можно сказать, что хватает для того, чтобы предприятие нормально работало и динамично развивалось. Кстати, и про работников своих мы тоже не забываем. На Ивановском элеваторе средняя зарплата сегодня более 2 тысяч рублей. И еще будем поднимать в ближайшее время.

— В этом году закупочные цены на пшеницу достаточно низкие. Все говорят: трейдеры наживаются. На ваш взгляд, цены на зерновом рынке складываются стихийно?

— Нельзя сказать, что цена на зерно зависит лишь от уровня спроса и предложения. Есть множество факторов, которые вносят свои коррективы. К примеру, в регионе не хватает емкости элеваторов, чтобы товаропроизводитель мог хранить зерно и продавать его в тот момент, когда спрос возрастет. С другой стороны элеваторы сегодня забиты потому, что не хватает подвижного состава — вагонов. Нет возможности вовремя вывезти зерно в центральную полосу России, спрос падает, «ломая» цену. Товаропроизводитель в безвыходной ситуации, поскольку на токах зерно может просто сгнить. Мы периодически общаемся с алтайскими трейдерами, там вообще катастрофа. Железная дорога выделяет всего 20 вагонов в сутки на весь край. Это же смешно.

— Получается, сегодня выгодно вкладывать деньги в элеваторы?

— Элеваторное хозяйство сегодня приносит доход. И все элеваторы в регионе поднимаются на ноги. Если их владельцы будут вкладывать деньги в развитие производства, то часть проблем уже снимется. Но что касается строительства нового элеватора, то это очень дорого. Более реальный вариант — увеличить объем складских помещений для напольного хранения зерна. По такой технологии зерно сушится до 14,5% влажности и поступает затем на вентилируемый склад, где может без проблем храниться несколько лет. Сегодня максимальный объем напольного хранения на Ивановском элеваторе 42 тысячи тонн, а на следующий год мы планируем построить еще несколько складских помещений общим объемом 10-15 тысяч тонн.

— А есть планы по выходу на рынки соседних регионов?

— Сначала нужно пройти всю технологическую цепочку в Омской области. И здесь еще работы много.