Даже лифтовое хозяйство города порой страдает от чрезмерного аппетита крыс: они повреждают кабели. Делается это, разумеется, не с целью диверсии. Просто, оправдывая название своего отряда, крысам приходится постоянно что-либо грызть. Так грызуны добиваются ровности своих непрерывно отрастающих зубов, стачивая их о совсем несъедобные предметы. К примеру, стекло и бетон…
Кроме длинных зубов, у грызунов есть еще один недостаток. Они — разносчики опасных инфекций, например, туляремии. И поскольку Омская область долгое время является природным очагом этой инфекции, здесь до сих пор ежегодно выявляются случаи туляремии среди мелких грызунов, водяных крыс и ондатр. Находят эту инфекцию также в почве и водоемах.
Непосредственно культуру туляремии омские эпидемиологи выделяли несколько лет назад в Называемском и Крутинском районах от ондатр. Нынче подобных находок сделано не было, однако число обнаруженных в 2001 году туляремийных возбудителей значительно возросло по сравнению с прошлым годом.
Кроме того, в этом году было зарегистрировано уже 3 случая опаснейшего заболевания среди городских жителей. Все они были связаны с выездом омичей в природные очаги туляремии, в частности в Москаленский и Омский районы. Впрочем, возбудителей этой инфекции обнаруживают и в пределах городской черты. Неблагополучными в этом отношении остаются парк Победы и Птичья гавань.
Сегодня туляремия, хотя и считается по-прежнему опасным заболеванием, успешно лечится банальными антибиотиками. Однако это не повод для того, чтобы давать возбудителям и разносчикам этой и многих других кишечных и паразитарных инфекций возможность безбедно существовать и размножаться на городской территории. Ведь домовые мыши и крысы вполне могут заражать омичей через продукты питания, воду или при участии комаров, расплодившихся в теплых подвалах.
Между тем денег на сплошную дератизацию Омска, которую планировалось провести в этом году, городским «крысобоям» до сих пор так и не дали. Поэтому мыши и крысы безнаказанно заселяют наши дома, заставляя нас потесниться. Хватает их и в подвалах зданий солидных учреждений и организаций города. Например, в банках.
Года 3-4 назад в Омске появились черные крысы. Представители этого вида грызунов хотя и мельче своих «серых» собратьев, но их иммунная система развита гораздо сильней, поэтому бороться с ними намного сложней. Черные крысы, как и черные американские тараканы, более устойчивы к ядам.
Не берет этих вечных спутников человека и радиация. Крысы способны жить и размножаться даже в рентгеновских установках.
Ясно, что одержать полную победу над столь устойчивыми к любым воздействиям тварями весьма проблематично. Но снизить их численность за счет масштабной санобработки города химикатами вполне реально. Однако скудость городской казны мешает местным властям объявить войну грызунам.
Горожане, которым надоедает неприятное соседство, самостоятельно ведут борьбу с ними. В дезостанции, предъявив паспорт, любой омич может приобрести готовые приманки, несущие смерть грызунам, а в магазинах города имеется тьма-тьмущая всевозможных порошков, гелей и аэрозолей для борьбы с тараканами.
Насколько они эффективны, сказать трудно. Например, на днях, приобретая в хозяйственном отделе магазина по ул. Серова средство от грызунов, наша сотрудница поинтересовалась, насколько оно ей поможет.
— Затрудняюсь вам сказать, -ответила продавец, — у нас самих в магазине этих тварей достаточно. Перепробовали все, что есть в продаже. Но ни одной дохлой крысы пока не видели.
Ежегодно химиками разрабатывается до тридцати новых препаратов для этой цели, поскольку к старым живучие твари привыкают уже через 2-3 поколения.
Большим минусом подобной локальной травли является то, что выжившие после химической атаки грызуны и тараканы, покидая обработанную территорию, переселяются в ближайшие подвалы и на соседские кухни. Откуда уже через короткое время им ничего не помешает вернуться обратно.
В следующем году специалисты прогнозируют дальнейшее увеличение популяции грызунов на территории Омска и области. В конечном счете, при нашем бездействии, все будет зависеть лишь от того, насколько благоприятной для вредителей окажется будущая зима.