ДОСЬЕ КП
Виктор Прокопьевич ЛАПУХИН родился в Курганской области в 1949 году. Окончил Восточно-сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ). Десять лет проработал в качестве директора в Петропавловском драматическом театре им. Н. Погодина, пятнадцать лет возглавлял Департамент культуры Североказахстанской области. Заслуженный работник культуры Казахстана. Буква «а» в его фамилии появилась в 1930-х годах, когда предки пытались скрыть свою принадлежность к известной дворянской династии Лопухина.
— Виктор Прокопьевич, когда вы ехали в Омск, вас не пугало, что ситуация в театре непростая, даже, можно сказать, критическая?
— Когда я пришел в Петропавловский театр, ситуация была еще хуже. От занимаемых должностей освободили директора, заместителя директора и главного режиссера. Причем внутренняя напряженность в театре достигла такого градуса, что вынужден был вмешаться обком партии (тогда была еще советская власть). Но ведь театр делают не главный режиссер и директор, а прежде всего коллектив. И самое ценное в омской драме — то, что здесь берегут, охраняют здоровую атмосферу человеческих отношений. И хотя из театра ушло много замечательных актеров, но оставшиеся сделали все для восстановления текущего репертуара. Мы приняли очень перспективную молодежь — выпускников Иркутского театрального училища Всеволода Игошина, Романа Хамитова, Ольгу Солдатову, выпускницу Красноярской академии театра и музыки Ларису Сверкову, к нам пришла Наталья Бороздина из «Галерки» (это жена нашего актера Владимира Майзингера). Вместо выбывших актеров почти во все спектакли сделаны вводы, и я считаю, что репертуар сохранен на хорошем творческом уровне.
— Сами вы быстро адаптировались здесь?
— Очень быстро. Я всех уже знаю по имени-отчеству и в лицо и очень благодарен коллективу за понимание и поддержку. За то, что не надо бороться с негативными процессами — их просто нет.
— Однажды у вас уже была возможность стать директором одного из омских театров…
— Да, в 1970 году Нина Никандровна Бревнова предлагала мне место директора в Омском ТЮЗе. Но тогда мне было жаль расставаться с Петропавловском. Там сложилась сильная, хорошая труппа, с которой мы объездили почти всю Россию, Украину, были в Москве. С другой стороны, русскоязычное население Петропавловска всегда тяготело к Омску, ведь Петропавловск — бывший уездный город Омской губернии. И я хорошо знал все омские театры, знал не понаслышке, а Мигдат Нуртдинович Ханжаров был для меня живым примером.
— Я знаю, сейчас вас пригласил омский губернатор. Его поддержка в чем-то ощущается?
— Во-первых, театр получил постановочные средства, что для нас немаловажно. Во-вторых, есть целая программа реставрации и реконструкции театрального здания, и эта программа уже финансируется, работы по ней активно ведутся. Если позволит бюджет, они завершатся к 2003 году, когда омский театр должен принять у себя фестиваль «Сибирский транзит».
— Виктор Прокопьевич, а главный режиссер у нас в театре будет?
— Будет непременно. У нас сейчас на выпуске «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского. Написал и ставит пьесу главный режиссер Новосибирского театра «Красный факел» Олег Рыбкин, вновь со своей командой: художником Ильей Кутянским, композитором Михаилом Филимонюком. Его спектакль «Приглашение на казнь» заявлен в этом году на «Золотую маску». Подписан контракт на постановку спектакля с режиссером из Воронежа Михаилом Бычковым, входящим в пятерку лучших режиссеров нестоличных театров. Ставить он будет что-то из Островского — «Таланты и поклонники», «Женитьба Бальзаминова» или «Без вины виноватые». И также подписан контракт с московским режиссером Сергеем Стеблюком. Кто-то из них, скорее всего, и возглавит наш театр.
— Удачи вам и осуществления всех ваших планов!