Их пока немного, чуть более десятка. Все они воспитанники хранителя омского органа Виктора Якшина. Поделиться опытом звонарного искусства, поговорить о проблемах, возникающих на звонницах омских храмов, о подготовке к зиме, как ни банально это, быть может, звучит, собрались омские звонари на первом в регионе практическом семинаре мастеров колокольного звона. Начало семинара выпало на 6 ноября — праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Так что звонари имели возможность подняться на недавно отстроенную настоятелем Скорбященской церкви колокольню и опробовать новенькие, освященные накануне колокола.
Опытный звонарь может исполнить 101 разновидность колокольного звона. Это искусство когда-то передавалось из поколения в поколение. Существовали на Руси и целые династии мастеров-звонарей. Омичам приходилось собирать опыт прошлого буквально по крупицам. Для большинства из них звонарное искусство — хобби. Но все они считают колокола идеальным музыкальным инструментом, требующим не только профессионализма, но и глубокой религиозности. «Звонарь должен иметь слух, может быть, более утонченный, — говорит один из опытнейших звонарей епархии Денис Журавлев. — Такой же, как у скрипача в симфоническом оркестре. Он должен чувствовать, как себя поведет каждый из колоколов. Ведь колокол — это почти живой организм». Любопытен и тот факт, что добрая треть омских звонарей — представительницы прекрасного пола. Звонарное искусство перестает быть только прерогативой мужчин. И хотя омские звонники из 101 колокольного напева знают чуть менее десяти, думается, что все у них еще впереди, и подобные семинары помогут им овладеть новыми приемами и навыками столь редкого теперь искусства.