Ветер в лицо. Он идет вперед, чуть согнувшись. Задумчиво, но все равно решительно.
Позади Тарские ворота. Позади четыре года пребывания в Омском каторжном остроге. Впереди величие и бесконечность человеческой памяти. Таким предстал перед омичами памятник Достоевскому, открытый 12 ноября к 180-летию писателя.
Сегодня уже вряд ли стоит вспоминать историю создания этого памятника: конкурсы проектов, мнения, споры, решения авторитетной комиссии. Главное, что скульптура работы Сергея Голованцева нашла свое место в исторической части Омска. Пусть не все будут согласны с художественным воплощением образа нашего великого соотечественника. Достоевский никогда не воспринимался по шаблону. В конце концов памятник — это не просто архитектурное произведение. Это, скорее, предметное воплощение мыслей, переживаний и чувств тех людей, кто читает и знает Достоевского, пытаясь познать самих себя. Нельзя рассматривать памятник как дежурную отметку о пребывании писателя в нашем городе: дескать, у нас сам Федор Михайлович был. Такое восприятие пошло и однобоко. Омская каторга для Достоевского — страдание и боль. Это отпечаталось в нем, в его книгах, которые знает и ценит весь мир. А это значит, что в культурном полотне мировой цивилизации есть и омская ниточка, вплетенная творчеством Достоевского. И памятник — это знак сопричастности с национальной и мировой культурой. Именно об этом говорил на открытии губернатор Омской области Леонид Полежаев:
— Мы открываем не просто скульптурное произведение, приуроченное к очередному юбилею. Это дань нашей памяти, обращение омичей к наследию великого писателя и мыслителя, к великим культурным традициям нашего народа.