УМ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

С первого декабря обстановка сил на политической сцене современной России основательно изменится. В соответствии с решениями прошедших в конце ноября съездов "Единства", "Отечества" и "Всей России" вышеозначенные партии и движения прекратят свое существование

Вместо них возникнет одна центрическая «суперпартия», ориентированная на поддержку Владимира Путина.

Те, кто внимательно следят за российской политической жизнью, помнят, что процесс объединения «Единства» и «Отечества» идет уже не менее полугода. Еще в апреле лидеры обеих структур Сергей Шойгу и Юрий Лужков заявили о создании союза «Единства» и «Отечества» (возможно, как первого этапа на пути к их полному объединению). В принципе, это заявление, несмотря на его внешнюю сенсационность, воспринималось как совершенно закономерно вытекающее из логики политического процесса. Значительных отличий в идеологии «Единства» и «Отечества» никогда и не было, даже в период их соперничества на выборах в конце 1999 года. И в том, и в другом случае — центристская политическая риторика с поправкой на изменившиеся общественные настроения (ставшие популярными лозунги об укреплении государственности, борьбу с коррупцией и терроризмом). Избиратели два года назад прекрасно понимали, что разница между этими двумя блоками — не в идеологии, а в их лидерах и стоящими за ними силами. После триумфального восхождения Владимира Путина, после того, как Евгений Примаков отказался участвовать в президентских выборах, а Юрий Лужков фактически отказался от своих притязаний на власть в федеральном масштабе, фракция ОВР, оказавшаяся в Госдуме в меньшинстве, так и не стала оппозицией президентским фракциям. В этих условиях существование двух центристских фракций в парламенте (и, соответственно, партии и движения в стране), не имеющих серьезных разногласий между собой, все больше воспринималось как пережиток рубежа 1999/2000 годов.

Проблема при объединении «Единства» и «Отечества» была как раз в другом — как при этом «сохранить лицо» проигравшей стороне, Лужкову и «Отечеству», а заодно и учесть интересы уже сложившейся партийной бюрократии с той и другой стороны? Сразу же, в апреле, со стороны функционеров «Единства» прозвучали слова: «Единство» было, есть и должно остаться». В «Отечестве» же настаивали на «объединении на равноправной основе». В итоге, стороны остановились на аморфной форме «союза», а дата объединительного съезда откладывалась. В «Отечестве» даже начали готовиться к преобразованию оного из движения в политическую партию.

Однако сам политический календарь диктовал сроки объединения. Летом был принят и вступил в действие новый закон о политических партиях, устанавливающий более жесткие требования к партиям. Всем существующим политическим партиям все равно пришлось регистрироваться заново, а их членам -заново писать заявления о приеме. Кроме того, в случае создания новой партии, она получит право участвовать в выборах только через год после создания (добавьте к этому еще три месяца на ведение предвыборной кампании). Нехитрый подсчет — партия, созданная 1 декабря 2001 года, сможет участвовать в выборах, которые пройдут не раньше марта 2003 года, а ведь, скорее всего, новые думские выборы пройдут на полгода раньше положенного срока затем, чтобы развести во времени выборы президента и парламента. Эти соображения, или еще какие, довлели над партийными лидерами, однако они в октябре довольно быстро приняли компромиссное решение — начать партийное строительство «с чистого листа», хотя, конечно же, и организационные структуры, и кадровый потенциал объединяющихся сторон в новой партии будут сохранены. Заодно представится возможность без шума «вычистить» случайных людей, попавших в свое время и в «Единство», и в «Отечество».

Сама процедура объединения, а вернее создания новой партии, будет проходить так. В регионы назначены уполномоченные по делам объединения. Уполномоченным по Омской области стал депутат Госдумы Владимир Вшивцев. Региональные отделения «Единства», «Отечества» и «Всей России» тем временем ведут прием заявлений от желающих вступить в новую партию — не менее 100 человек от каждой организации. Видимо, для подтверждения серьезности намерений вступающие должны сдать вступительные взносы по 300 рублей с человека. Податели заявлений изберут делегатов объединительного съезда, а затем проведут и региональную конференцию, на которой изберут новые руководящие органы регионального отделения новой партии. Предполагается, что председатель регионального отделения теперь будет работать на освобожденной основе, так что известных хозяйственников или крупных чиновников на этом посту мы не увидим. Вряд ли они захотят ради освобожденной партийной работы бросить нынешние посты. Между тем дело ведь к выборам, и региональный партийный лидер должен быть фигурой известной и, желательно, популярной. Ведь это — фактически доверенное лицо Путина на предстоящих выборах.

А возглавит ли будущую партию (рабочее название «Единое Отечество», хотя до 1 декабря могут возникнуть и иные варианты) сам президент? По слухам, да, но сделает это он не сейчас, а ближе к думским выборам. Теперь уже мало просто высказаться в поддержку партии, как это было с «Единством» в 1999 году. Президент будет вынужден использовать весь свой авторитет, чтобы обеспечить победу «своей» партии.

С созданием новой центристской партии окончательно вырисовываются контуры новой системы политических партий. «Слева» остается КПРФ. На «правом» фланге СПС из аморфной коалиции трансформируется в партию. Во многих странах Запада система партий сложилась таким образом, что «левые» и «правые» поочередно сменяют друг друга у власти. У нас же даже в страшном сне нельзя представить, чтобы у власти чередовались, к примеру, СПС и КПРФ. А дело в том, что у нас еще продолжается чрезмерно затянувшийся переходный период. Политические силы еще слишком поляризованны. В этих условиях особенно важно наличие в стране сильной центристской партии, которая могла бы обеспечить стабильность и преемственность политического курса.