В конце октября ЗС уже приняло областной бюджет на 2002 год в первом чтении, определив его доходную и расходную части в сумме 8 млрд. 416 млн. 913,5 тыс. руб. Но тут подоспело принятие Госдумой федерального бюджета, из которого омичам доставалось 777 миллионов на увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы и исполнение законов о ветеранах, выплате детских пособий и т.д. «Подарок» был, в общем-то, ожидаемый, хотя конкретную его сумму никто не знал. Но Администрация области решила «на всякий случай» подстраховаться, и деньги на увеличение зарплат и социальные выплаты были заложены в бюджет еще в первом его чтении. Теперь депутатам предстояло все это пересмотреть и кое-где расходы увеличить.
Понятное дело, многие народные избранники горели желанием отправить все федеральные дотации на социальную поддержку населения — приближаются выборы нового депутатского корпуса, и надо срочно показать электорату неусыпную заботу о его чаяниях. Особенно нервничали коммунисты, теряющие, похоже, поддержку населения и опасающиеся, что весной их нынешнее представительство в ЗС (9 из 30) уменьшится. Присутствовала, конечно, и традиционная тяга верных ленинцев к раздаче бесплатных щей и строительству чего-нибудь такого, что ничего не производит, но зато требует постоянных бюджетных вливаний.
Но исполнительная власть здесь стояла твердо: львиная доля заложенной федеральным бюджетом суммы должна быть направлена на погашение долговых обязательств области. На сегодня они составляют 4 млрд. 633 млн. 692,8 тыс. руб. и, естественно, возрастают за счет набегающих процентов. В свое время областным властям удалось реструктуризировать основную часть долга, но платить его рано или поздно все равно придется, а тут в кои-то веки выпала возможность снизить задолженность, не затягивая пояс. С администрацией согласны были и прагматически мыслящие депутаты, а таких в омском ЗС, к счастью, большинство.
В результате бурных обсуждений было решено создать профицит бюджета в 590 миллионов рублей и направить его на погашение долга области. Еще почти 199 миллионов из собственных доходов региона пойдут на выплату процентов по нему (первоначально планировалось заплатить 300 млн. руб.). Коммунистам такой подход не понравился, и они начали атаку на исполнительную власть: вы, мол, долгов понаделали, вы и рассчитывайтесь, как хотите, а деньги из Москвы не трогайте — все их надо отдать на «социалку».
Ответ последовал спокойный и вразумительный: с 1994 года правительство напринимало массу законов, не подкрепленных финансированием, — это «удовольствие» было целиком возложено на регионы. Денег, естественно, не хватало, но коммунисты сами в первую очередь требовали любыми способами гасить долги по зарплате, пособиям, помогать селу, удерживать низкие тарифы и т.д. и т.п. Вот власть и назанимала под эти требования где сколько смогла, а теперь ее же в этом и обвиняют. Супротив такого довода оппозиция на радость заждавшимся кредиторам ничего возразить не сумела.
Оставшиеся федеральные деньги поделили между статьями расходов. Больше всего дополнительных средств — 123 млн. руб. -направлено на социальные программы. Эти деньги пойдут на погашение долгов по различным пособиям, в том числе учителям на приобретение методической литературы (она давно не оплачивалась педагогам, и долги здесь накопились такие, что сразу на всех не хватит, поэтому первоочередно их станут возвращать учителям, успевшим уже выйти на пенсию).
40 миллионов достались правоохранительным органам, на 24 миллиона возросли «прочие расходы», часто оказывающиеся очень даже полезными, но извечно вызывающие подозрения у тех же коммунистов. 22 млн.руб. добавили на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику. Губернатор пообещал в будущем году обеспечить автобусами школы в отдаленных селах, а в 2003-м — завершить компьютеризацию всех сельских школ.
При этом Леонид Полежаев искренне удивился, как это некоторые депутаты умудряются приписать себе чужие заслуги. Например, тот же транспорт для сельских детей: администрация изыскала средства на закупку 200 автобусов, а депутат Госдумы Смолин тут же бодро отрапортовал избирателям о своем неоценимом вкладе в это благородное дело. «Секрет» подобных порывов народных избранников по наивности души раскрыл депутат Авдейчиков, ратовавший за обновление санитарного транспорта. «Время идет, сами понимаете, засветиться надо», — пояснил он свое рвение. Губернатор Авдейчикова успокоил: «Мы об этой проблеме знаем и вместе с мэром найдем решение».
21 миллион «сверху» получили СМИ (необходимо развивать областное телевидение, да и газеты ежегодно страдают от недостатка финансирования), 20 — судебная власть (вводится институт мировых судей). Столько же добавили на капвложения в промышленность, энергетику и строительство, которые в 2002 году составят 662 млн. руб. На 10 миллионов увеличена финансовая помощь бюджетам других уровней, около 8 миллионов добавлено госаппарату и местному самоуправлению. В результате расходная часть бюджета составила 8 млрд. 604 млн. 009,6 тыс. руб.
Без вопросов, конечно, не обошлось, фракция КПРФ по традиции подняла хоккейную тему. Из года в год коммунистам не нравится поддержка гордости омского, да уже и российского спорта — команды «Авангард». Нынче ей выделяется 47 млн. руб. — значительно больше, чем в прошлом году. Это объяснятся так. Во-первых, ХК «Авангард» взял под свое крыло брошенных на произвол судьбы предприятиями-шефами мастеров хоккея с мячом из команды «Юность», а это требует немалых расходов. Во-вторых, клуб резко расширяет сеть спортивных секций, для чего в городе и на селе будет построено около 150 хоккейных коробок. В-третьих, наконец, «Сибнефть» на свои средства ведет пристройку к СКК им. Блинова детского ледового дворца, но оборудование для специализированной школы-интерната при нем, согласно договору с компанией, должна закупить область.
После двухчасовых дебатов деньги центра были распределены по статьям расходов. Теперь депутатам предстоит рассмотреть внутристатейные расходы и в конце ноября принять окончательный вариант главного финансового закона области.