Дела хоккейные.

Главный тренер омского "Авангарда" Геннадий Цыгуров оценивает возможности своих подопечных перед решающим броском за высшие награды российского первенства.

— Геннадий Федорович, известно, что для каждого тренера существует свой особый «распорядок» движения команды по всему чемпионату, и зависит этот «распорядок» от целей, ставящихся перед коллективом. Кто-то стремится попасть в плей-офф, кто-то — удержаться в Суперлиге… «Авангард» нацелился покорять вершины, и поэтому первый вопрос будет следующим: в какую фазу в соответствии с вашим стратегическим планом вступают «ястребы» сегодня?

— Вопрос очень сложный, поскольку у каждого тренера действительно свой подход к решению стратегических задач на сезон. Основным этапом на данный момент являются игры плей-офф, и любой наставник будет стремиться подвести своих подопечных в оптимальной форме именно к этим играм. Буду говорить за себя: важно, чтобы команда весь чемпионат провела ровно, без резких перепадов, чему должен способствовать солидный объем физической, технико-тактической и морально-волевой подготовки. Невозможно завоевать медали, позволяя себе провалы, подобные; нашему 0:8 в прошлом году в Тольятти. Фаза наивысшей спортивной формы, когда с максимальной пользой работают на хоккеистов их функциональная и психологическая «заряженность», обязана приходиться на время решающих матчей. Часто бывает, что команда отлично действует тактически, однако психологически оказывается слабой для больших свершений, или же наоборот, — обладает замечательным командным духом, но отстает в технике и тактике. Мечта тренера в таком случае — свести все эти компоненты воедино и заставить их давать положительный результат. Поэтому рассуждать о точном исполнении моего «стратегического плана» станет возможным только по окончании чемпионата.

— «Авангард» впервые за долгие годы сумел отвоевать вторую строчку турнирной таблицы и уверенно закрепиться на ней. Нет пока причин сомневаться и в достойном завершении второго этапа. Это ли не показатели «подхода» фазы наивысшей спортивной формы?

Все названное вами, конечно же, радует… Но давайте все-таки жить сегодняшними реалиями. Сейчас наши сильнейшие игроки вызваны в национальную сборную (беседа проходила 8 февраля — О.М.), вследствие чего состав оказался, по сути, в разобранном состоянии. Я прекрасно понимаю, что «высшая привилегия коммуниста — умереть в бою за Родину». Защищать цвета главной команды страны всегда считалось почетным, однако уже третий раз за сезон мы оказываемся в ситуации, когда за весь перерыв не можем провести ни одной тренировки в наигранных сочетаниях. В полном составе ребята соберутся лишь 13-го числа, а уже 14-го — матч в Нижнекамске с «Нефтехимиком». Календарь сверхнапряженный, и это накладывает дополнительную ответственность как на тренерский состав, так и на самих спортсменов. Именно здесь на первый план для самих хоккеистов должны выйти вопросы самоподготовки и объективной оценки собственных возможностей.

— Долгое время наболевшим считался вопрос первого звена, в которое никак не могли найти достойную замену Максиму Сушинскому. И вот «СУ-33» вернулся…

— Лидеры они и есть лидеры. С возвращением Максима воспряла духом вся первая пятёрка, а это, в свою очередь, положительно повлияло на микроклимат в команде в целом- И все же думаю, что первый состав, начиная с Затонского и заканчивая Пановым, еще имеет резервы для улучшения своей игры. Последние встречи «ястребов» перед перерывом это очень хорошо доказали.

— Возвращению Сушинского во многом способствовала форма его контракта с «Миннесотой», форма, которая не позволяла отправить нашего нападающего в фарм-клуб. Как вы считаете, данный пример каким-то образом скажется на оттоке российских звезд в НХЛ или же это частная «победа» частного лица в отдельно взятом случае?

— Возвращению Максима способствовала не форма контракта, а его воля спортсмена в принятии важного для своей карьеры решения. Он мог не так настойчиво повести разговор об обратном переходе в «Авангард», мог попросить оставить его в фарм-клубе, мог просто сидеть и ждать перемены настроения главного тренера «Уайлда», но… Он — лидер, которому всегда мало времени, проводимого на льду, мало внимания со стороны тренеров. Он не хотел останавливаться — он хотел играть, И потому вернулся.

Что же касается «примера» для других игроков, то здесь существуют две стороны; положительная и отрицательная. Положительная состоит в том, что наша талантливая молодежь еще много раз подумает, прежде чем уезжать за рубеж за большими, как им кажется, деньгами. Отрицательная — в том, что в такой неразберихе кто-то может и упустить шанс повысить свое мастерство в лучшей лиге мира. Если принимать во внимание интересы нашего хоккея, то положительная сторона намного перевесит отрицательную.

— От частностей перейдем к общему. Геннадий Федорович, какие опасности подстерегают «ястребов» в оставшийся отрезок чемпионата?

— Сложно ответить. Вопрос переоценки своих возможностей, благодушия и внутреннего благополучия у нас не должен стоять, поскольку ребята до конца выкладываются в каждом матче, играют буквально на пределе, и трибуны СКК имени Блинова тому свидетели. Набор опасностей, с которыми нежелательно было бы повстречаться, вполне обычен: тяжелые травмы ведущих игроков, тренерские просчеты… Ну, если уж что-то совсем из ряда вон выходящее… Знаете, по ходу сезона совсем не хочется думать о подобных вещах, хочется, чтоб все прошло замечательно…

— В последних играх перед перерывом наблюдались перестановки в тройках нападения, вызванные травмами некоторых игроков. Удастся ли подвести коллектив к плей-офф в максимально боеспособном состоянии, и каким вам видится оптимальный состав «Авангарда» перед решающими матчами?

— На данный момент нам необходимо сохранить те сочетания, которые мы «ловили» по ходу сезона и которые сработали на все сто. Однако игры плей-офф отличаются от гладкого чемпионата — в них ценятся хоккеисты «кубкового» плана, холерики по характеру, «пробивные» по качеству, Поэтому нам может понадобиться каждый, каждый сможет внести свою лепту в общее дело. Иногда нестандартные действия одного человека, незаметного по ходу всего первенства, спасают серию — как раз в этом и заключается непредсказуемость кубковых баталий. Относительно же оптимального состава…

— …В течение сезона самыми эффективными выглядели следующие сочетания: первое — Затонский — Якубов — Сушинский; второе -Чистов — Прокопьев — Субботин; третье — Шастин — Свитов — Горбушин; четвертое — А. Попов — Шахрайчук — Самохвалов. Можете прокомментировать состав звеньев?

— Считаю, нельзя сбрасывать со счетов Алексея Бадюкова. Не часто появляется на льду, но забивает переломные, решающие голы. Рамиль Сайфуллин долгое время играл во втором звене с Александром Прокопьевым, и весьма эффективно. Присоединить к Бадюкову и Сайфуллину опытного Дмитрия Попова — и в целом получится пять полноценных звеньев, на каждое из которых мы рассчитываем в будущем. Следовательно, есть конкуренция за право выступать в основном составе, и плюс ко всему надежный «тыл», когда на место любого из выбывших может встать достойная замена.

— Последний вопрос, как водится, с намеком. Какие качества, на ваш взгляд, необходимы Команде с большой буквы?

— Намек ясен. Скажу банальную вещь: упорный труд — первый залог успеха. В каждом матче, в каждом эпизоде ставить своей целью только победу и тогда доступной станет любая вершина.