Встречали президента необычно — на железнодорожном вокзале. Накануне его зачищали от бомжей. Бомжи недовольно кричали: «Нечего на поезде разъезжать! Катался бы в своих Альпах!»
Сюда приехало все руководство Омской области: губернатор Леонид Полежаев, председатель Законодательного собрания Владимир Варнавский, а также разного рода заместители и генералы. Президентский поезд № 101 опаздывал. Отцы области прятались от метели в здании. На улице торчали лишь журналисты да секьюрити.
Минут за 15 до прибытия поезда на улицу вышли омские начальники. Как сказал один генерал: «Надо снежком припорошиться — мол, ждали!»
За несколько минут до путинского экспресса по путям прогнали спаренный локомотив. «На всякий случай, так положено», — пояснил знакомый фээсбэшник.
Поезд президента подъехал степенно и важно. С движущегося состава спрыгнула дюжина снайперов в асфальтового цвета камуфляже. Спрыгнули — и заняли позиции, словно испарились.
Наконец распахнулась дверь президентского вагона. Омские чины разом напряглись — но вместо Путина появился степенный, словно потомственный дворецкий, проводник, не спеша обмел ступеньки, протер поручни и с чувством собственного достоинства замер у ступеней. Из другого вагона появился Драчевский, полпред по Сибирскому округу, расцеловался с Полежаевым и сказал: «В Калачинске встретили президента как надо».
Немигающие взгляды чиновников сверлили дверь в глубине тамбура. Минута, три, шесть напряженного ожидания. На седьмой дверь не выдержала. На перрон легко спрыгнул невысокий человек в темной «аляске» с фирменным изображением медведя на рукаве — Владимир Владимирович Путин.
Президент пожал руку проводнику, сказал ему что-то приятное, а затем сдержанно поприветствовал переволновавшихся губернатора и его соратников.
Путина повезли в село Лузино, где находится крупнейший производитель свинины в стране — ОАО «Омский бекон». Кортеж несся со скоростью свыше 100 км/ч мимо огромных щитов с изображениями Владимира Владимировича на фоне российского флага по вычищенным от снега улицам Омска. За неделю до приезда президента город как по волшебству наводнился снегоуборочной техникой, которую омичи практически не видели с начала зимы, — власти говорили, что нет денег. Дороги покрылись ледяным панцирем. Аварийность достигла немыслимых размахов. Неудивительно, что приезду главы государства искренне радовался начальник областной ГИБДД Владимир Нарыжный.
По словам окружения президента, Путин заметил показушность. Впрочем, говорят, он относится к этому с юмором: «Так хоть какой-то порядок: тут снег почистили, в Томске, например, вокзал покрасили. Президент приехал и уехал, а вокзал-то остается!»
В Лузине президент выкинул фокус. После осмотра производства, беседы с директоратом Путин пожелал пообщаться с народом. Группа идеологически подкованных и проинструктированных представителей «народа» ждала в запланированном месте. Завидев ее, Владимир Владимирович вдруг развернулся и зашагал к другой толпе, отгороженной от площади железными ограждениями и милицией.
Ахнули телохранители, утерли незапланированный пот руководители области. Секьюрити едва успели догнать президента. «С нашим президентом поседеть можно», — пожаловался позже один из сотрудников безопасности.
А Владимир Владимирович остановился посреди ошеломленных лузинцев и с видимым удовольствием принялся беседовать с людьми.
Потом было посещение частного хозяйства, обед с хозяевами — большой семьей работяг — лузинцев, которым высокий гость подарил гжельский сервиз. Начальник управления пресс-службы президента Игорь Щеголев рассказал, что Путин хотел отказаться от образцово-показательного похода в гости и собирался зайти в другой дом по собственному усмотрению, но передумал. Сказал, что не хочет расстраивать людей, которые задолго готовились к его приходу. В гостях главе государства поднесли чарку отменного самогона. Путину напиток так понравился, что на просьбу хозяев разрешить назвать самогонку «путинской» ответил: «Я не возражаю».
После Лузина был отдых на госдаче и единственное официальное мероприятие — длительная беседа с губернатором. Слухи о теме беседы ходили по Омску уже за неделю до приезда Путина. И слухи самые невероятные. Например, что президент может предложить Полежаеву оставить губернаторство и пойти на повышение, что возможен «разбор полетов» — последствий многолетней войны губернатора с местным самоуправлением, а может, никакие больные темы вообще не будут затронуты и начальство побеседует «за жизнь».
Согласно протоколу, в официальной части беседы были затронуты самые разные темы: тарифы на перевозки, энергетика, выживание Сибири зимой и т.д. Но были и тридцать неформальных минут, в течение которых Путин беседовал с Полежаевым один на один. Тему разговора не знают даже высокопоставленные чиновники на уровне заместителя главы администрации президента. После ни сам Владимир Владимирович, ни Леонид Константинович ни словом не обмолвились о своем разговоре. Правда, во время последующего посещения музея изобразительных искусств омский губернатор был непривычно молчалив и задумчив — настолько, что иногда не замечал обращенных к нему вопросов. Иностранные, московские и омские журналисты сошлись во мнении, что пищу для размышления Леонид Полежаев почерпнул в разговоре с главой Российской Федерации. Умеет Путин озадачивать подчиненных.
Визит президента в Омскую область начался необычно — впервые Путин путешествовал по стране на поезде. Закончился он также нестандартно: президент страны впервые посетил спектакль провинциального театра — Омского академического театра драмы, лауреата премии «Золотая маска».
Давали комедию Майкла Фрейна «Театр» в постановке омского режиссера Владимира Петрова. Путин радовался вместе со зрителями и смеялся как все. Спектакль произвел впечатление.
По окончании президент прошел за кулисы, поблагодарил актеров за работу и сказал: «Обычно в провинции ждут на гастроли столичные театры, а оказывается, в провинции есть такие театры, которые должны ждать в столице!» На прощание глава государства пригласил труппу вместе сфотографироваться. Губернатор с окружением остался стоять в стороне…