АН-70: ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ

АН-70: ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ

Когда в воздухе случились какие-то неполадки с АН-70, на борту было принято решение: самолет следует срочно направить на посадку, а уж там, на земле, специалисты разберутся, что к чему

Тот памятный день 27 января 2001-го явился своего рода пророческим для Омского аэрокосмического объединения «Полет». Российско-украинский военно-транспортный самолет АН-70 сделал посадку в Омске. После экспертной оценки судна комиссия пришла к выводу: целесообразнее всего сделать ремонт машины на «Полете».

Срок выполнения работ был определен таким образом, чтобы осуществленная в металле уникальная конструкция поднялась в небо уже в начале июня текущего года. Все сводилось к тому, чтобы омские авиастроители сумели воочию продемонстрировать свой профессионализм в рамках программы полетов на IV международной выставке военной техники, проходившей тогда в Омске. Поступать именно так заставляла еще и внутриотраслевая конкуренция. Российские авиазаводы нуждались в заказах. Те незначительные, на коммерческой основе, которыми удавалось разжиться, безусловно, не могли обеспечить стабильности производства на длительный срок. АН-70 — одна из самых перспективных разработок нового поколения, вот почему внутренняя борьба за крупный заказ среди предприятий с реально сильным потенциалом началась сразу же. Причем нешуточная. Например, финансово-промышленная группа «Сибирский алюминий», рассчитывая получить лицензию на право выпуска данного самолета, даже приобрела авиастроительное объединение «Авиакор» в Самаре. Чем ближе к объявлению тендера, тем напряженнее становились схватки за заказ. Конкурентам, естественно, была совершенно невыгодна ситуация, когда АН-70 оказался в руках ПО «Полет» именно в это время. А тут еще седьмого июня 2001 года омичи получили явный козырь: отремонтированный ими самолет поднялся в небо. Коллектив КБ им. Антонова (г. Киев), а также лично генеральный конструктор господин Балабуев не скрывали своего удовлетворения: в качестве будущего изготовителя серии машин АН-70 позиции полетовцев явно крепли. Однако и такие преимущества еще рано было считать некой заведомой победой в будущем. Региональной власти в лице губернатора Леонида Полежаева также предстоял раунд переговоров в «Росавиакосмосе», так как превосходство омского предприятия по производственным и кадровым характеристикам могло столкнуться с проблемами, которые не имели ничего общего с экономическим контрактом как таковым.

В сентябре конкурсная компания вынесла вердикт: право конечной сборки самолета АН-70 принадлежит ПО «Полет».

Итак, что стоит за этой короткой строкой? Омичи получили заказ на выпуск серии машин, обеспечив себе работу как минимум на 20 лет вперед. По словам заместителя генерального директора агентства «Росавиакосмос» В. Воскобойникова, стоимость АН-70 оценивается порядка 40 млн. долларов, тогда как зарубежные аналоги вдвое, а иные и втрое дороже. Следовательно, число заказчиков, помимо министерств обороны России и Украины, может изрядно увеличиться. Причем, скоро. А на этой неделе в администрации Омской области состоялось совещание разработчиков самолета АН-70, представителей смежников- авиапредприятий России, ряда министерств заинтересованных ведомств, — «а котором определялся график выпуска первой серийной машины. Несмотря на ограниченные финансовые возможности на данном этапе, на старте предполагается изготовить первую такую машину уже в 2004 году. Со стороны руководителей регионов, предприятия которых участвуют в совместном проекте, также было высказано предложение обратиться к президентам и правительствам России и Украины оказать в этом деле государственную поддержку.

Исходя из того, что выделяемые средства из российского бюджета на развитие ВПК распределяются в большей степени именно на авиастроение, то есть резон рассчитывать на инвестиции для освоения и выпуска военно-транспортного самолета Ан-70. Во всяком случае предусмотреть это в очередном госбюджете было бы очень логичным.