Областная ассоциация крестьянских хозяйств области оказалась сегодня перед вопросом: быть или не быть? И хотя фермеры готовятся к очередному съезду, где планируют избрать новое руководство организации, неизвестно, чем это в итоге завершится. Еще три месяца назад серьезно обсуждалась идея создать в структуре главного управления сельского хозяйства администрации области специальный отдел, который занимался бы фермерскими проблемами, а ассоциацию, как недееспособную, распустить.
За одиннадцать лет своего существования ассоциация не однажды попадала в финансовые передряги. Первый серьезный кризис случился в 1994 году, когда раздача фермерам всяческих льгот от государства прекратилась, а кредитные ставки в банках достигли баснословных величин: 100, 200 процентов и более. Новоиспеченные земельные собственники только-только вставали на ноги. Не имея еще особой прибыли, а значит, и оборотных средств, они были вынуждены влезать в кредитную кабалу, затягивавшуюся на их шеях подобно удавке.
Где уж тут содержать собственную организацию? Сохранить ее фермерам, однако, хотелось. На помощь тогда пришла областная власть, временно взявшая аппарат ассоциации крестьянских хозяйств области на бюджетное финансирование.
Через два года проблема, на что организации существовать дальше, возникла опять. Власти, решив, что уже достаточно помогли фермерскому движению, не стали больше его безвозмездно финансировать. А членские крестьянские взносы после этого рекой не потекли. К хорошему привыкаешь быстро. Вот и фермеры успели привыкнуть, что расходы на ассоциацию — не их головная боль.
На сей раз гордиев узел был разрублен собственными силами. У совета ассоциации хватило нужных аргументов, чтобы подтолкнуть своих не слишком богатых учредителей-фермеров раскошелиться. Потом деньги и сами пошли, потому что возглавивший тогда ассоциацию Иван Фоляк сумел организовать работу, в частности, пробил для крестьянских хозяйств крупную партию техники по лизингу. А конкретные дела всегда убедительней слов.
Сегодняшний кризис, в отличие от предыдущих, не сводится финансовым проблемам. Это кризис доверия к организации, к методам работы ее аппарата. Продержавшийся в кресле президента ассоциации крестьянских хозяйств области четыре с половиной года Иван Иванович Фоляк написал заявление об увольнении. Формально — по собственному желанию. На самом деле у него не было иного выхода. Как считает временно исполняющий обязанности президента фермер из Крутинского района Иван Иичков, Фоляк не смог наладить отношений с главным управлением сельского хозяйства и до самого своего ухода боролся с ним за сферы влияния. Не сложилось у него взаимопонимания и с фермерами. Немалую роль здесь сыграла семенная ссуда 1997 года, предоставленная крестьянским хозяйствам под гарантию ассоциации. С этой ссудой произошли странные метаморфозы. Непонятно, каким образом часть семян, пока дошла до хозяйств, стала негодным для посева фуражным зерном. В разгар посевной разбираться, в чем тут дело и кто виноват, не было возможности. Поэтому никаких официальных претензий от фермеров не поступило. А потом, как говорится, поезд ушел. Но получившие ссуду не захотели в знак протеста ее погашать. И тем самым поставили своего гаранта — ассоциацию в трудное положение. Долг по ссуде так и повис на ней до сегодняшнего дня. А кроме того, ее авторитет как в глазах крестьян, так и в высоких структурах власти был серьезно подорван.
Как говорит Иван Ничков, в первый месяц его пребывания в должности и. о. президента в помещение аппарата ассоциации практически никто не заглядывал. Сейчас народ потихоньку сюда подтягивается. Приехали даже очень известные в области фермеры, как и все отказывавшиеся раньше возвращать семенную ссуду. Хотим, сказали, расплатиться с долгом.
С чего бы это? Люди в любой организации ищут свою выгоду. Последнее время особой выгоды от существования ассоциации они, видимо, не чувствовали. Иван Ничков хоть и защищает в чем-то Ивана Фоляка, но признает, что за время его противостояния главному управлению сельского хозяйства, фермеры недополучили немало техники по лизингу и разных других, полагающихся им видов государственной поддержки. Ну а теперь в аппарате началось полезное движение. Большая часть долгов ассоциации погашена, часть реструктуризована. Иван Ничков, не имея в распоряжении служебного автомобиля, общественным транспортом колесит по крестьянским хозяйствам, пытается наладить взаимный диалог. Именно благодаря его инициативе идея упразднить ассоциацию, а вместо нее организовать в главном управлении сельского хозяйства фермерский отдел, пока не реализована. Ничков хочет во что бы то ни стало организацию сохранить. И говорит, что знает, как это сделать.
Областной фермерский съезд намечен на конец декабря. Подготовка к нему идет активно. Приезжают в ассоциацию представители из районов, обсуждают порядок выборов совета организации и ее президента. Однако очень сложно сказать, каков будет итог этого сбора. Фермеры уже столько раз сначала выступали за сохранение ассоциации, а потом не торопились ее финансово поддерживать, спешили поверить в нее, а потом в ней разуверялись, что, возможно, и не захотят сохранить эту структуру.