Идея турникетов, что и говорить, правильная и цивилизованная — всякий, желающий проехать на электричке, должен за это удовольствие заплатить, о чем многие омские пассажиры, долгие годы беспрепятственно садящиеся в электропоезда и не встречающие в пути контролеров, забыли. Железнодорожники несли убытки, дабы предотвратить это зло, поставили турникеты, которые без билета не пропустят. Но для такого нововведения омский вокзал оказался слишком мал, и в первые же дни работы турникета возникла грандиозная давка, в которой, как нам сообщили наши читатели, едва не покалечили и очень перепугали двух маленьких детей.
Подземный тоннель, где сейчас установлены турникеты, ведущий на посадочные перроны, располагается в цокольном этаже вокзала. Это единственный выход на 2, 3, 4 и 5-й железнодорожные пути, поэтому проходить здесь вынуждены не только пассажиры электричек, но и следующие на посадку к поездам дальнего следования. При таком пассажиропотоке и малой площади помещения толкучки случались и без турникетов. Теперь положение усугубилось. Прокомментировать создавшуюся ситуацию мы попросили руководителей железнодорожного вокзала.
Как нам объяснили, решение об установке турникетов исходило, собственно, не от дирекции омского вокзала. Распорядились насчет них в Новосибирске, в Управлении Западно-Сибирского отделения железной дороги, в чьем подчинении, как известно, находятся омские железнодорожники. Пропускная способность турникетов — 1200 человек в час, и они вполне способны справляться с огромным пассажиропотоком крупных городов — таково официальное заключение. Но чиновники благополучно «забыли», что Омск давно перерос свой маленький тесный вокзал, и омские железнодорожники неоднократно обращались в Новосибирское управление с просьбой выделить финансы на реконструкцию. Среди омских архитекторов даже был объявлен конкурс на лучший проект, поговаривали о том, чтобы построить новый железнодорожный вокзал для пассажиров дальнего следования. Однако денег так и не выделили и никакого расширения площадей не произошло. Не помогли железнодорожникам и местные власти.
Помимо пассажиров, есть и еще одна категория пострадавших. Года два назад демонтировали один из двух железнодорожных виадуков. По слухам, он чем-то не тянулся приезжавшему к нам министру путей сообщения Аксененко. Этот виадук служил безопасным переходом через железнодорожные пути на заводскую проходную работникам завода транспортного машиностроения и людям, идущим на конечную остановку 52-го автобуса. После того как виадук разобрали, все в массовом порядке стали ходить по путям, рискуя, как пророчат агитационные плакаты по правилам безопасности, собственной жизнью. Виадук на совместные капиталовложения железной дороги и областной власти планировали восстановить, но ни та, ни другая сторона денег не нашли. Теперь, с установкой турникетов, рабочих завода заставляют идти в обход, по второму, оставшемуся виадуку.
А что же «зайцы», ради которых были установлены железные стражи? Многие из них обходят вокзал и благополучно добираются до электричек через пути. Бесплатно.