БЫЛА БЫ ЧЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНА…

Фраза, вынесенная в заголовок, помечается в словарях как "устар." - устаревшая то есть. И в связи с этим нельзя не проконстатировать с ностальгической грустью, что и само слово "честь" постепенно исчезает из отечественного лексикона, становясь историческим архаизмом и вызывая аналогии либо с "судом офицерской чести", либо (pardon!) с "девической честью"

Браво, Союз предпринимателей! Как минимум за то, что слово «честь» возвращается на круги своя.

Но, по чести сказать, первые же ассоциации, которые посещают тебя при фразе «Суд предпринимательской чести», носят несколько провокационный характер… Честь — она ведь тоже как мед для Винни-Пуха (он либо есть, либо его уже нет). А тут вдруг возникает особое понятие: честь предпринимательская. И значит, при определенных «корпоративных» ситуациях честь тоже может начать делиться на «профессиональные подвиды»: ну, скажем, «честь токаря-фрезеровщика» или «честь работников ПЖРЭУ»…

И вот дабы ирония моя не разрослась до апофеоза (а апофеоз иронии — это, пожалуй, уже сарказм), решил я встретиться с главным идеологом нового и весьма неординарного явления в структуре десятилетнего Союза предпринимателей, явления, именуемого отныне и присно «Суд предпринимательской чести».

Честь имею представить вам: автор идеи создания Суда предпринимательской чести — член Омского областного Союза предпринимателей, член общественного совета редакции газеты «Слово и дело», арбитражный управляющий Ирэк Катыров. Наша блицбеседа, фрагменты которой приведены ниже, состоялась в конце ноября, когда идея Суда предпринимательской чести (далее — СПЧ. — ред.) уже «обрела плоть», то есть целиком и полностью была поддержана на координационном совете союза.

— Мы объединены в одну общественную организацию, и каждый добровольно пришел в Союз предпринимателей. У нас есть общие цели и задачи, при этом мы совершенствуемся, расширяемся, нас в союзе все больше и больше. И все работают на «едином поле». А значит, неизбежно возникают различного уровня взаимоотношения друг с другом, которые могут быть и конфликтными… В общем, многие пришли к мысли, что такой СПЧ нам необходим. Мы постарались как бы собрать воедино моральные принципы, заложенные и в Гражданском кодексе, и в различных статьях законодательства, — чтобы было компактно, удобоваримо и применимо к нашему союзу. А главное по сути, концептуальное: человек дал слово — он должен его исполнять.

— Как бы вы прокомментировали, Ирэк Начипович, если бы я сказал, что вы сейчас исповедуете одного из основоположников марксизма-ленинизма. Фридрих Энгельс как-то заметил; «Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести».

— Я полностью присоединяюсь к Фридриху Энгельсу! Мне к этому нечего ни добавить, ни возразить… И вполне допускаю, что если бы, скажем, слесари объединились, — может быть, и у них появился бы суд слесарской чести.

— Честь — понятие морально-этическое… Значит, главное — как человек исполняет свое слово.

— Да. Слово во имя дела. Вот обратите внимание: уже сейчас членство в союзе — это своего рода определенная гарантия того, что человек является «человеком слова» и с ним можно иметь депо. И отношения переходят сразу на более доверительный уровень. Но при этом, естественно, может быть разбор межличностно-производственных отношений, если в них будет появляться трещина… Впрочем, не думаю, что в нашем союзе подобное будет возникать чаще одного-двух раз в год… (И, кстати, я вообще думаю, что постепенно мы придем к тому, что и наш суд станет не нужен: достаточно будет узнать, что кто-то бесчестен, — и с ним уже просто никто не будет иметь дела.)

— А не получается ли, извините, так, что вы хотите подменить собой наш суд, «самый гуманный суд в мире «?

— Нет! Вы заметили, наверное, что само Положение о СПЧ, его регламент очень во многом схожи с положениями суда третейского. Вы знаете, что решения третейского суда являются обязательными для обеих сторон и исполняются без решения арбитражного суда судебным приставом-исполнителем. Так вот, наша конечная цель (если хотите, задача) — достижение мирового соглашения. А во-вторых, решения нашего суда исполняются добровольно! Никто заставлять исполнять наше решение не будет! Основной упор сделан на морально-этическую сторону.

— В статье 1 Положения о СПЧ написано: «Суд разрешает споры, касающиеся предпринимательской деятельности только между членами союза». Что касается деятельности -смоделируйте простейшую ситуацию между фирмами А и В, коя может послужить поводом для заседания суда.

— Итак, А выполнила для В определенные работы. В приняла их, документально все оформлено, а А не может получить расчет. Разными способами В уклоняется от оплаты… Нет, В не отказывается от своих долговых обязательств, а просто «оттягивает» их, и это тянется, тянется… Слово нарушено…

— И вот теперь -касаемо принципиального: «… только между членами союза «. А если фирма А — не член Союз» предпринимателей?

— Тогда это уже нас не касается. Это уже согласно Гражданскому законодательству либо, если обе стороны согласны, -пожалуйста, есть третейский суд Торгово-промышленной палаты или… Шенгенского соглашения…

— Не понимаю… Член Союза предпринимателей поступил, мягко говоря, неэтично по отношению к фирме, не являющейся членом союза, а это начинает в итоге порочить союз в целом…

— Думаю, что когда «депо дойдет до практики» и если ситуации такого рода вдруг возникнут, o суд сам решит, будет ли рассматривать их.

— Отделение политической науки от нравственности считается одной из величайших ошибок, совершенных человечеством. Активно внедряя в сферу предпринимательской деятельности понятие «честь», вы тем самым опосредованно утверждаете, что бизнес и нравственность — категория нераздельные?

— Я бы даже сказал более объемно: жизнь и нравственность нераздельны… Да, предприниматели (и особенно — руководители) должны быть честными и нравственными, потому что за многими из них стоят коллективы… Занимаясь бизнесом, руководитель взваливает на свои плечи не только заботу о своих близких, о себе, а и заботу о многих людях, которые зачастую работают благодаря ему. От него зависят многие…

-Предположим, что я -яростный ваш оппонент. И вот я говорю: уважаемый Ирэк Начипович, а не кажется ли вам, что создается некое «государство в государстве»? Свой суд уже есть, ну теперь давайте почту свою сделаем, телеграф, полицию… «Свой островок» такой получается…

— Такого острова в нашем государстве, в котором создание среднего класса сегодня никого не интересует, — быть просто не может. Это не островок, это, скажем так, маленькая защита самих себя, друг друга… Чтобы хотя бы на нашем островке были четкие правила… И потом, если мы не сделаем сейчас этого, не установим для себя определенных правил, то завтра государство само придумает какой-нибудь Кодекс чести и заставит все общественные организации его принимать…

ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЧЕСТИ»

Суд призван обеспечить сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений между членами Союза, быстроту и экономичность процедуры разрешения споров.

Судьей может быть только действующий член Союза. Судьи избираются членами Союза на общем собрании большинством голосов сроком на 3 года в количестве 5 человек. » Председатель Суда избирается членами Суда большинством голосов.

Решение Суда исполняется сторонами добровольно.

В случае неисполнения решения Суда в установленные им сроки Суд вправе известить об этом всех членов Омского областного Союза предпринимателей (в том числе и через свой печатный орган) и предложить членам Союза воздержаться от делового сотрудничества с членом Союза, не исполняющим решение Суда.