Накануне этого события мало кто знал, чем оно закончится. Все приготовления репетиции и связанные с ними волнения можно сравнивать лишь С падающей звездой — зрелище поистине завораживающее и молнию* поеное. В такие моменты остается одно — загадывать желание, чтобы все закончилось успешно. Сейчас, когда предпремьерное напряжение спало, стало ясно — желание исполнилось.
«Дон Кихот» — «вечный» сюжет мирового балета. С момента своей первой постановки в 1869 в Москве он не раз терпел изменения, но продолжает жить. Первоначально Мари-ус Петипа, знавший и любивший Испанию, создал поистине зажигательное зрелище со страстями и интригами. Затем в 1900 Александр Горский показал новую версию — это была уже не Испания, а мечты о ней: о солнце, о вечном лете, о вечной любви. Спустя сто лет с момента первой постановки, в 1969 году Юрий Григорович попытался заново выстроить этот балет — в итоге на сцене появилась «русская» Испания. Два года назад в 1999 году новый художественный руководитель балета Большого театра Алексей Фадеечев переставил «Дон Кихота» на свой лад, но результат существенно не изменился — на сцене Испания «a la rus». В общем, времена меняются, а интерес к истории о странствующем рыцаре «печального образа» продолжает вдохновлять. Только кто он на сей раз: сумасшедший старик или справедливый рыцарь?
В Омском государственном музыкальном театре за постановку балета Минкуса взялся балетмейстер из Санкт-Петербурга Олег Игнатьев, он же предложил и новую версию либретто. Постановщик решил создать зрелище, полное легкого веселья, комических ситуаций. Частично комизм вносят в действие артисты — вокалисты, которые заняты балетмейстером на отдельные роли: трактирщик Лоренцио (Б. Шевченко), хозяин таверны (Г. Котов), священник (Э. Овчинников). На сцене синтез классики, современного и народного танца, цирковой буффонады и других элементов пластического выражения эмоций. Может быть, кто-то с этим не согласится, но если ничего никогда не менять, перестать экспериментировать, то неизбежно наступит смерть театра.
Однако вернемся к балету «Дон Кихот». Сценографию для этого зрелища придумала художник из Перми Людмила Евстратова. Ее декорации и костюмы создают атмосферу яркого буйства жизни, раскрывают образы без всяких намеков и полутонов. В данном случае это оправдано — актерам необходимо разобраться со своими партиями, а не разгадывать ребусы, ведь для всей труппы Омского музыкального это первая игра в Испанию, исполненная достойно, со всеми пируэтами и фуэте.
Базиль Сергея Флягина — милый и симпатичный парень. Китри Натальи Тороповой — наивная, непосредственная девочка. А Зухра Астанкова в роли Китри подарила своей героине чуточку рационализма. Блестяще выглядит дуэт Мерседес и Тореодора Эспады в исполнении Елены Шиховой и Олега Карповича. В их танце — диалоге воплотился испанский темперамент во всем его великолепии…
«Дон Кихот» — премьера юбилейного сезона, а потому успех этого спектакля — своеобразное подведение итогов за 55 лет творческой деятельности омского балета.