Любители археологии давно уже облюбовали для раскопок север Омского Прииртышья. Здесь в курганных могильниках попадаются подчас уникальные находки, рассказывающие о жизни и быте древних жителей Сибири. Одной из них стали останки людей с явно искусственной деформацией черепа, обнаруженные возле села Усть-Тара. Всего их было найдено восемь, но в Омске остался лишь один — черепа отправили на экспертизу в Томск, а так как расплатиться за нее археологам не удалось, эксперты оставили себе почти все ими найденное, вернув только один экземпляр. Семь восьмых добра за экспертизу — однако, многовато.
Зато исследователи, а это была экспедиция под руководством директора музея Игоря Скандакова, узнали много интересного о наших далеких предках. Правда, главное — зачем им понадобилось уродовать свои головы — так и осталось загадкой. Но точно установлено, как они это делали, — в младенческом возрасте обтягивали голову кожаной лентой, и ей некуда было деваться, кроме как расти в высоту, а не вширь, как обычно. На одном из черепов даже сохранился кусочек этой кожи.
Впрочем, подобная традиция существовала в древние времена у многих племен. Кольцевую деформацию черепа применяли лангобарды, гунны, сарматы.Но в нашем крае такого явления прежде не отмечалось. Сотрудница музея и участница археологических экспедиций Татьяна Шапова поделилась с нами версиями по этому поводу. Их три.
Самая красивая гласит, что это воины, придававшие своим головам необычную форму, чтобы наводить ужас на врага. В ряде эпосов, например в аланском, именно так описывались богатыри, спускавшиеся с небес на землю. Кроме того, в древности считалось, что сдавливание головы обостряет зрение и слух, что для воина весьма полезно. Против этой версии говорит, прежде всего, то, что из восьми останков семь принадлежат женщинам. Хотя можно предположить, что омские археологи наткнулись на племя сибирских амазонок, гонявших по тайге непрошеных гостей.
Согласно другой версии, это захоронения шаманов, которые нередко увечили себя, считая, что таким образом облегчают общение с богами. Здесь опять-таки возникают сомнения по половому признаку — шаманство чаще было уделом сильной половины человечества. Кроме того, в могильниках не обнаружено каких-либо ритуальных вещей, которые, скорее всего, были бы положены при захоронении шамана. В головах у всех стояли глиняные кувшины, рядом лежали ножи, чашки, словом, обычная бытовая утварь.
Третья версия, пожалуй, наиболее вероятная, учитывая дамское происхождение останков, — забота о красоте. Как известно, многие племена полагают эталоном топ-модели вовсе не длинные ноги, тонкую талию и высокую грудь, а, например, шею в полметра длиной, губы, оттянутые до пупа, или мочки ушей, лежащие на плечах. Почему бы древним сибирячкам не гордиться яйцевидной головкой? Все, однако, портит восьмой череп — зачем прихорашиваться таким образом потребовалось мужику?»
Есть еще один вариант. Некоторые ученые считают, что на отдельных территориях кости жителей, в том числе и черепные, из-за избытка кальция от рождения могли расти «не как у людей». На наличие кальция омские черепа не исследовались, так что подтвердить или опровергнуть это пока нельзя.
Вот что еще известно о живших некогда в устье Тары людях. Все захоронения относятся к пятому веку нашей эры. Племя являло собой смешанный тип европеоидной и монголоидной расы, но точнее его родовую принадлежность установить не удалось. Шесть женщин прожили приблизительно 50 лет, одна едва дотянула до 20. Мужчина скончался примерно в 45-летнем возрасте и наверняка не своей смертью — в его черепе имеется приличная дырка, явно сделанная, как пишут в милицейских отчетах, «тяжелым тупым орудием». Любопытный факт: у женщин переломаны руки. С одной стороны, это говорит в пользу версии об амазонках, с другой — может наталкивать на мысль о крутых нравах того времени — не было ли тогда хорошим тоном обламывать бабе руки за отлучку к соседу или невкусно сваренный суп? История об этом умалчивает.