Сухогруз «Мед трейдер» с 2 тысячами тонн металлопроката и экипажем из 12 моряков-югославов, невзирая на штормовое предупреждение, под флагом острова Сент-Винсент вышел из румынского порта Констанца и взял курс на Италию.
Шторм настиг перегруженное судно в районе острова Скирос -в северо-западном районе Эгейского моря. Некоторое время команде удавалось справляться с 6-метровыми волнами и сильнейшим ветром.
Трагедия случилась посреди ночи — не выдержали крепления, и груз в трюме корабля сдвинулся на один борт. Судно сильно накренилось и стало быстро набирать воду. Еще через несколько минут корпус сухогруза не выдержал двойной нагрузки — металлопроката и воды — и раскололся надвое. Катастрофа произошла так быстро, что югославы оказались в воде, даже не попытавшись спустить на воду шлюпки. Через десять минут «Мед трейдер» отправился на дно. К счастью, моряки успели выловить и надуть спасательный плот.
При помощи портативной рации, которая входит в аварийный комплект спасательного плота, экипаж погибшего сухогруза дал сигнал 80S. На сигнал откликнулись греческие спасатели. Два вертолета немедленно вылетели на поиски моряков, прокружили над волнами несколько часов, истратили все горючее, но в бушующем море экипаж сухогруза найти не сумели.
Больше повезло какому-то немецкому судну. Оно сумело подойти к плотику, но из-за сильной волны не смогло принять потерпевших крушение на борт. Капитан, испугавшись, что не на шутку разыгравшийся шторм погубит и его корабль, принял решение уйти в безопасное место. Югославские моряки остались одни в бушующем море. В какой-то момент надувной плот не выдержал нагрузок и дал течь.
В это время людей на тонущем плоту обнаружило судно «Бразерс-1» с омским экипажем, зафрахтованное турецкой фирмой «Палмали». Экипаж Иртышского речного пароходства уже несколько лет работает в Черном и Средиземном морях на турецких судах. До «Бразерс-1» омичи ходили на танкере «Лена-нефть 2052».
Увидев российский флаг, югославы, которые после ухода «немца» уже перестали верить в свое спасение и во взаимовыручку вообще, воспряли духом и радостно закричали: «Это мы, братья! Братья славяне!»
Омичи попробовали пришвартоваться к плоту, однако безумные волны грозили разбить хрупкий плот о борт танкера — и от этой идеи пришлось отказаться. Тогда капитан Владимир Дороненко принял решение совершить опасный маневр и закрыл бортом танкера тонущий плот от напора волн.
Более четырех часов омичи провели на открытой палубе, пытаясь поднять на борт потерпевших. Россияне рисковали не меньше югославов.
Повезло под утро. Наполовину утопленный плот удалось подтянуть канатом к «Бразерс-1». Говорят, само море вознаградило омичей за настойчивость. Когда плот был подтянут и моряки задумались, как поднять югославов на палубу, на судно обрушилась огромная волна, которая фактически забросила спасательный плот на борт танкера.
Узнав о спасении экипажа «Мед трейдер», югославский президент Воислав Каштуница принял решение наградить экипаж Иртышского речного пароходства орденом «За заслуги перед Югославией» 2-й степени, а капитана Владимира Доронеико -почетным знаком «Медаль человеколюбия». Когда президент подписывал указ о награждении, он сказал: «Награждаются за исключительное самопожертвование!» Иртышскому речному пароходству остается только гордиться мужеством и самоотверженностью своих речников.