СОЛЬЕМСЯ В ТРАНСПОРТНОМ ПОРЫВЕ

Пять омских ПАТП объединяются в одно

За последние три года омичи на собственной шкуре испытали многочисленные эксперименты в сфере общественного транспорта. Поэтому постановление мэра № 562-п от 29 декабря прошлого года «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий городского пассажирского транспорта» волей-неволей воспринимается с опасением — как бы хуже не стало. Согласно этому постановлению омские ПАТП-2,7,8,9,10 должны слиться в Омское муниципальное унитарное предприятие «Омскпассажиртранс». «КВ» решили выяснить, чем вызвано это слияние и к чему оно может привести.

Конец транспортной вольницы

Понятно, что очередная реорганизация проводится «для обеспечения эффективной работы транспортного комплекса в современных рыночных условиях». Прежде чем ее начать, была разработана «Концепция реформирования муниципальных транспортных предприятий». Видимо, в рамках концепции управление транспорта переименовали снова в департамент, а МУ «Контрольно-эксплуатационная служба» — в МУ «Центр-транс». Слияние ПАТП идет полным ходом, уже назначен директор, Омскпассажиртранса, им стал бывший директор ПАТП-8 Иван ДРОБНЫЙ. Директор ПАТП-7 Олег ОСИНСКИЙ стал первым заместителем директора департамента транспорта, а директор ПАТП-10 Николай ПРОКОПЕНКО — заместителем. Лестные предложения делались и директору ПАТП-9 Николаю СОЛОВЬЕВУ, но тот предпочел остаться на старом месте, хоть статус у него и изменился. А вот директору ПАТП-2 Николаю ВОЛУЕВИЧУ, скорее всего, придется подыскивать новое место работы, поскольку грядущую реорганизацию он не принял.

Пять ПАТП преобразуются в филиалы Омскпассажиртранса, к ним добавится еще один на базе бывшего ПАТП-4. Это ПАТП было ликвидировано три года назад, его подвижной состав передали ПАТП-2, а территорию собирались продать или сдать в аренду под очередной рынок. Но с продажей что-то не заладилось, все, что смогли, из него растащили, а в прошлом году оно стало филиалом ПАТП-10. Сюда перевели семь маршрутов, по крохам собирали из других ПАТП нужное для работы оборудование. Поднимать новый филиал будет Александр ИЛЮХИН, который долгое время был заместителем директора департамента, потом управления транспорта.

Не все транспортники с воодушевлением приняли очередные нововведения, в открытую выступать боятся, но в неофициальных беседах утверждают, что слияние не пойдут на пользу омскому общественному транспорту придет хана. Как говорится, все может быть, но прежде всего конец приходит конкуренции, которая в той или иной форме существовала между ПАТП. К примеру, меня всегда удивляло, что 46-й и 51-й маршруты базировались в ПАТП-2, а не в ПАТП-10, до которого им добираться не в пример ближе от конечных остановок. Ларчик открывается просто: оба маршрута кассовые и передавать их другому ПАТП невыгодно для нынешнего владельца.

Как уверяет директор департамента транспорта Анатолий БОРИСОВ, принадлежность маршрутов к тому или иному филиалу будут пересматриваться с точки зрения экономии и целесообразности. Когда все будет работать на один карман, незачем станет каждому филиалу тянуть одеяло на себя. Чем меньше холостых пробегов, тем меньше тратится горючего — раньше эта аксиома не приживалась из-за шкурных интересов отдельных ПАТП.

Экономия должна быть

Каждое ПАТП с советских времен было своеобразным удельным княжеством. Так, в каждом предприятии есть свой моторный цех, своя шиномонтажка и прочие дублирующие друг друга инфраструктуры. Если учесть, что омский автобусный парк за два года уменьшился на 250 машин, осталось всего 867 автобусов, то содержание раздутой ремонтной структуры уже не по карману. После слияния появится лишнее оборудование, дублирующие ремонтные службы будут упразднены.

— В результате объединения у транспортников появятся системы бюджетирования и внутреннего казначейства, руководителям филиалов придется отчитываться за все израсходованные средства, — считает Анатолий БОРИСОВ, — Свой бизнес у директоров потеряется, исчезнет безконтрольность, естественно, кому-то это не нравится, оВсе боятся чего-то нового, но торопиться будем медленно, резких движений не будет. В течение февраля будет до конца определен статус нового предприятия, каждая операция будет тщательно выверяться, чтобы пассажиры не ощущали, что идет очередная реформа. Главная цель нынешнего реформирования — ликвидировать незримую баррикаду между транспортниками и населением, которая возникла в последние годы.

Самостоятельность ПАТП порой вредила общему делу. Так, когда предприятия обменивались между собой запчастями, каждому приходилось платить НДС по бартерной сделке. Бензовозы для завоза топлива порой приходилось брать где-то на стороне, хотя в другом ПАТП они простаивали. В последние годы уже удалось добиться экономии за счет централизованного приобретения ГСМ. Еще три года назад каждое ПАТП самостоятельно покупало топливо, которое порой обходилось очень дорого. После того как департамент транспорта стал покупать топливо для всех ПАТП, сработал эффект масштаба. Департаменту как оптовому потребителю Сибнефть постоянно снижала цену на ГСМ предоставляла отсрочку платежа, сейчас она составляет 50 дней. В результате в прошлом году на ГСМ было израсходовано на 4 млн. рублей меньше, чем в 1999-м.

Экономию дало и централизованное приобретение запчастей, к тому же за оптовые партии поставщики не требуют предоплаты. Омскпассажиртранс будет приобретать все необходимое только на конкурсной основе, что должно привести к экономии и прозрачности финансовой деятельности. Омские транспортники не изобретают велосипед, подобная схема реализована в Екатеринбурге. Специалисты департамента транспорта ездили на Урал перенимать опыт, теперь постараются реализовать все плюсы и не повторить чужих ошибок при реформировании.

В марте зарплата транспортников повышается на 25%, а после выборов в горсовет неизбежно встанет вопрос повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. По четыре рубля за проезд уже давно платят в Челябинске, Новосибирске, Тюмени, а у нас трехрублевый тариф держится с октября 1999 года. До сих пор неясно, сколько денег получит департамент транспорта в качестве компенсации за льготный проезд ветеранов и инвалидов, поскольку это не заложено отдельной строкой в областном бюджете. А бесплатный проезд военнослужащих, милиционеров и прочих силовиков многие годы не компенсируется ни из какого бюджета. Так что реформа реформой, а за льготников по-прежнему будут платить обычные пассажиры.