РОМАН АБРАМОВИЧ ДАСТ ДЕНЬГИ ДЛЯ «ФЕДОРОВКИ»?

Достраивать международный аэропорт будет та же югославская фирма, которая реконструирует аэропорт на Чукотке

На минувшей неделе Омск посетил один из претендентов на звание генерального подрядчика строительства аэропорта в Федоровке — директор югославско-кипрской компании «Планум Кипр ЛТД» Велимир ГАЗИВОДА. Судя по тому, как этот визит освещался в местной прессе и телевидении, можно сделать вывод, что свой принципиальный выбор руководство области уже сделало — дело за югославами.

По словам самого г-на ГАЗИВОДЫ, то, что он увидел здесь, в Федоровке, его не сильно удручило:

— Здесь была сделана хорошая и большая работа. Это дорогого стоит. Мне кажется, надо привести все в порядок и строить аэродром класса «А», который необходим Омской области. Скорость строительства во многом зависит от денег. Но мы можем реально уже в этом году пустить первую очередь аэропорта.

Директор института «Ленаэропроект» Борис ЛУГОВКИН, прибывший в Омск одновременно с г-ном ГАЗИВОДОЙ, более сдержан в своих прогнозах:

— Мы с югославами работали на многих объектах, например, в последнее время отремонтировали взлетно-посадочные полосы в Перми, Якутске. Сейчас вместе реконструируем аэродром в Анадыре на Чукотке. Да, это тот подрядчик, который может выполнить все работы с должным качеством и в 2003 году закончить строительство полосы.

По оценкам экспертов «Ленаэропроекта», которые работали в Федоровке в сентябре прошлого года (контракт ОАО «Омский аэропорт» обошелся в 640 тысяч рублей), состояние самой взлетно-посадочной полосы достаточно хорошее, и после небольшого косметического ремонта здесь можно смело принимать авиалайнеры типа Ту-154. Однако руководство региона намерено кардинально решить проблему и построить в Федоровке аэродром класса «А», который сможет принимать самолеты всех типов, включая такие гиганты, как Ан-124 «Руслан» или «Boeing — 747». В этом случае, во-первых, необходима капитальная реконструкция полосы, во-вторых, перенос на новое место радиолокационных средств взлета, посадки и привода самолетов. По сути, это новый проект аэродрома. По оценкам ряда специалистов, на его составление необходимо еще как минимум полгода, а стоимость составит порядка $1 миллиона. И это только «цветочки». До сих пор никто точно не может сказать: во сколько же обойдется пуск омского международного аэропорта. Многие ссылаются на экспертное заключение компании «Parson» (США), которое было сделано еще в 1996 году. В отчете указано, что пусковая очередь «Федоровки» должна обойтись, как минимум, в $200 миллионов. Год спустя другой эксперт — ЗАО «Инвестиционная компания «ВФД-интеркапитал» уже назвало цифру в $230 миллионов. С тех пор прошло четыре года, и надо полагать, что стоимость завершения пусковой очереди аэропорта значительно увеличилась из-за естественного разрушения зданий, коммуникаций, а то и банального воровства.

Что касается самой взлетно-посадочной полосы, то, по словам директора «Ленаэропроекта» Бориса ЛУГОВКИНА, для попадания Федоровки в класс «А» необходима ее капитальная реконструкция:

— Прежде всего, ее необходимо удлинить и усилить. Удлинить минимум на 400 метров. Также необходимо ее расширение с 45 до 60 метров. В течение недели мы взвесим, в какие суммы может обойтись эта реконструкция, и вновь соберемся для принятия окончательного решения.

Однако есть и другой взгляд на строительство в Федоровке. Генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей КРУГЛОВ считает, что необходимость расширения полосы достаточно спорна:

— Строго говоря, нет в мире единого мнения о том, какой должны быть ширина и длина посадочных площадок. В идеале ее вообще можно сделать квадратной: три с половиной на три с половиной километра. А если без шуток, то все зависит от географического положения аэродрома: высота над уровнем моря, окружающий ландшафт, роза ветров и прочее. В наших климатических условиях для аэродрома класса «А» достаточно взлетно-посадочной полосы длиной 3 300 метров. Сейчас в Федоровке ее длина составляет 3 километра и ее удлинение действительно необходимо. Что касается ее расширения до 60 метров, то я в этом нужды не вижу. Прежних 45 метров вполне достаточно для приема самолетов всех типов.

Однако к мнению Сергея КРУГЛОВА вряд ли теперь будут прислушиваться. Накануне стало известно о создании дочернего предприятия ОАО «Омский аэропорт» — ОАО «Аэропорт «Омск-Федоровка». И хотя пока 100% акций новоявленного АО принадлежит «Омскому аэропорту», устав общества составлен таким образом, что вложенные в строительство деньги после эмиссий будут со временем превращаться в акции ОАО «Аэропорт «Омск-Федоровка». Руководить очередной «стройкой века» в масштабах региона назначен Олег РОМАНЮК. Нет, он не родственник Романюкам, управляющих ныне компанией «Омскавиа», а всего-навсего их однофамилец. О сходстве и близости с воздушным транспортом забывается как-то сразу, когда узнаешь, что в недавнем прошлом Олег Николаевич был главным коммунальщиком Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги…

Помимо сметной стоимости строительства по-прежнему в тумане и имя генерального инвестора проекта. В прошлом году появилась информация о выделении из федерального бюджета для Федоровки суммы порядка 20 миллионов рублей. В областной бюджет 2002 года закладывалась сумма порядка 200 миллионов рублей. Но все это капли в море, если вспомнить о необходимом минимуме в $200 миллионов. Здесь нужен партнер, ресурсы которого наконец-то позволят довести дело до логического конца, к тому же генеральный инвестор должен получить бесспорное право определять дальнейшую судьбу «воздушных ворот региона». Первый вице-губернатор Андрей ГОЛУШКО говорит, что необходимо еще, как минимум, две недели, чтобы завершить последние консультации. Возможно, только после этого можно ожидать обнародования имени нового хозяина аэропорта. Однако мы осмелимся заранее сделать смелое предположение на основе косвенных фактов. И директор «Планум Кипр ЛТД» г-н ГАЗИВОДА, и директор института «Ленаэропроект» в беседах упомянули один и тот же объект, на котором сейчас ведут работу. Это аэропорт Анадырь на Чукотке. Сложно предположить, что кто-то кроме ее нынешнего губернатора Романа АБРАМОВИЧА компании «Сибнефть» решились бы на эти долгосрочные инвестиции на краю света. Это значит, что наиболее вероятный хозяин аэропорта «Омск-Федоровка» будет владеть не только одним из лучших нефтезаводов России, крупнейшим свинокомплексом страны, но и может получить контроль над будущим транзитным воздушным коридором между Азией и Европой.