Он пишет об НЛО и швейных машинках, о базарных играх и торговле медом, о вреде цветных очков и пользе рассола, о тараканах и муравьях, о Ленине, Гитлере и Бормане, о ракетах и бузине… Список этот можно продолжать еще долго. Но особым специалистом он считает себя в историческом краеведении. Причем каждая его публикация — это «новое слово» в науке, сенсация местного масштаба. Думаем, что читатель догадался, о ком идет речь. Конечно же, это Иван Шихатов.
В одном из последних номеров газеты «Новое омское слово» этот публицист «бегло», как он пишет, просмотрев недавно изданную книгу «Старый Омск», совершил очередное открытие. Его заметка называется «А царя-то и не заметили». В ней он, походя, подвергнув сомнению профессионализм музейных работников, подготовивших эту книгу, узрел на одной из опубликованных фотографий полковника Романова, а иначе говоря, императора Николая II. Некоторого внешнего сходства двух людей и неистребимой внутренней уверенности в собственной непогрешимости и правоте оказалось достаточно Шихатову для того, чтобы на свой лад атрибутировать этот снимок, причем не только персонифицированно, но и географически — перенеся сюжет из-под Омска на Западный фронт. Вот тут-то впору усомниться в профессионализме автора заметки. Впрочем, о профессионализме и говорить не приходится. Никогда Шихатов профессиональным историком не был. Иначе он имел бы представление об историческом источнике как таковом и критике источника как методике работы историка. А этот снимок как раз таким источником и является, и хранится он не в личном архиве Шихатова, как написано в заметке, а в фондах Омского государственного историко-краеведческого музея.
Теперь по порядку. В 1909 г. в Омске к юбилею 3-го Сибирского казачьего полка омским фотографом А. А. Антоновым был подготовлен фотоальбом. Ныне он находится в музее. В разделе альбома «Начальствующие лица и чины 3-го Сибирского казачьего полка, состоявшие на службе в нем в день празднования юбилея 25 декабря 1909 г.» помещена фотография, названная автором «Чины 5-6 сотен совместно с начальником бригады в лагере под Омском». Эта фотография была нами опубликована в книге «Старый Омск», и на ней-то наш знаток омского краеведения обнаружил вдруг царя Николая II. Почему Шихатову не пришло в голову обратиться к первоисточнику, остается загадкой. Зачем самому себя публично дискредитировать в глазах омичей? А вместе с тем фотограф Антонов называет изображенных на фотографии. Это войсковой старшина Буров, рядом с ним -войсковой старшина Неклюдов (его-то и произвел в императоры Шихатов), начальник 3-й Сибирской пехотной резервной бригады генерал-майор Гнида, а рядом командующий 3-м Сибирским казачьим полком войсковой старшина Михайлов. Кстати, Неклюдов изображен и на других групповых фотографиях, есть в этом альбоме и его портрет. Думается, что фотограф знал, кого снимает, и его не смутили усы и борода а-ля император. Вот и вся история с географией.
В заключение хочется заметить, что погрешности могут быть в любой работе, тем более такой насыщенной историческими фактами. Недаром говорят, что не ошибается тот, кто не работает. Думаем, что читатели, для которых готовилась книга «Старый Омск», смогут сами оценить ее по достоинству. Мы же рады, что нам удалось переиздать в этой книге спустя более века «Историческую хронику Омска» И. Я. Словцова и опубликовать утраченные уже, очевидно, рисунки Каразина с фотокопий, хранящихся в музее. Мы рады, что читатели увидят огромное количество омских фотографий, ранее не публиковавшихся, и, возможно, на некоторых из них узнают своих дедов или прадедов. Наконец, мы рады и горды тем, что, несмотря на все трудности, совместными усилиями администрации города Омска, авторского коллектива, всех, кто был причастен к этому, в городе появилась еще одна хорошая, полезная и просто красивая книга. Находиться же в позиции критика и злопыхателя, которую избрал для себя Шихатов, бесспорно, легко, но не достойно. Не лучше ли самому сделать что-нибудь подобное?