— В прошлом я спортсмен, — рассказал Вадим корреспонденту «Жизни». — Дрессировщиком стал случайно. Двенадцать лет назад купил в зоопарке двух львичек. Просто пожалел малышек. Зоопарки переживали тяжелые времена, зверей кормить нечем. Кому-то продать их тоже было нереально. Администрация готова была просто утопить малышей. Вот я их и купил по смехотворной цене -сто рублей.
Вначале приобретение Вадима нравилось всем. Знакомые и соседи толпой шли поиграть с кисками. Но львята росли и превращались в хищников. Первыми забили тревогу жильцы подъезда — такое соседство их пугало. Потом сам Забелкин стал искать выход из положения. В квартире стоял запах от животных, жить там уже было невозможно.
Как стать дрессировщиком
Но избавиться от львят тоже было непросто, а потому Вадим решил дрессировать их и подготовить к выступлению в цирке. И он примкнул к цирку шапито в Ташкенте.
— Дрессировщиков у нас нигде не готовят, — делится Вадим.
— Литературы тоже толком нет. Поэтому приходится постоянно идти наощупь. Отсюда и шрамы, и ошибки. Заставить одного льва выполнять трюк несложно, а вот добиться, чтобы звери делали что-то синхронно — это уже искусство. К тому же каждый дрессировщик использует свои собственные приемы, применимые в его группе, но не всегда срабатывающие в другой. Вот Запашным здорово повезло, что у них есть такой строгий наставник, как отец!
Заветы дедушки Дурова плохо срабатывают, их суть сводится к тому, чтобы животное не бить, а если зверь не выполняет команд, то не кормить его. Я своих голодом не морю.
Нападение в Ярославле
В 1996 году Вадим получил в свое распоряжение группу хищников от дрессировщика Бирюкова. Тот, в свою очередь, был «наследником» знаменитой Ирины Бугримовой. Десяток львов послушно подчинялись Забелкину. Но 13 января — в последний день гастролей в Ярославле, львы вдруг набросились на дрессировщика.
— Тут было много ошибок с моей стороны, — анализирует случившееся Вадим Забелкин. — Во-первых, у животных начался гон — в это время они наиболее опасны. Во-вторых, звери только входили в клетку, а я повернулся к ним спиной. Когда первый лев сбил меня с ног и вместе с тремя другими стал терзать, отбиться сам я не мог. Знал одно: протянет Бог мне руку — буду жить.
Бог увидел беду человека, но руку протянули ассистенты Забелкина. В пожарном кране не было воды — иначе мощной струёй зверей просто отбросили бы в сторону, обезопасив человека. И тогда трое храбрецов вбежали в клетку и металлическими палками отбили Вадима у львов. Хищники, осмелившиеся наброситься на одного, перед группой людей спасовали.
Зрители в зале кричали, свистели, кидали что-то в зверей. Никто не расходился — зрелище здорово щекотало нервы, все хотели знать, чем дело кончится.
Жив здоров
— Хотя говорили, что львы меня «порвали», — считает Забелкин, -травмы были неопасными для жизни. По сути, они меня просто «облизали». Львы ведь и мясо не клыками рвут, а «слизывают» языком. Правда, он у них — как терка. Так что кожу мне ободрали здорово и ухо откусили. Но в больнице я провалялся недолго. Ухо мне пришили так, что и шрамов не осталось, руки и плечо работают. Так что буду работать дальше. Но уж теперь не оставлю без внимания исправность цирковых брандспойтов. Учту и многие моменты обращения с хищниками. Кстати, дельные советы мне дали Запашные. Просто мечтаю о том, чтобы взять в группу зверенышей из дикой природы. Рожденные в цирках и зоопарках хищники вырождаются. Они ведь рождены от близкородственных предков.
Тех львов, что напали на дрессировщика, придется отправить в зоопарк — победив человека однажды, они будут нападать постоянно. Ассистентов Забелкин увольнять не собирается, хотя те допустили ошибки, выпуская львов на арену, и не сразу смогли оказать Вадиму помощь. Но тем не менее проявили свой мужской характер и, рискуя собственной жизнью, спасли коллегу.
Хочу быть Полежаевым
У Вадима есть сын. Но он пока не спешит передавать ему свой опыт дрессировщика.
— Ребенок сказал — хочу быть Полежаевым, — рассказывает Вадим. — Я одобрил его выбор, хотя он еще дошкольник. Прилагаю все силы, чтобы пацан вырос смелым, умным и трудолюбивым.