ПРИНЦИП "СИБНЕФТИ" - БРАТЬ, ОТДАВАЯ...

ПРИНЦИП «СИБНЕФТИ» — БРАТЬ, ОТДАВАЯ…

Звонок в редакцию:

— «Омская правда»?

-У вас в материале «Сибнефть» — уже не только нефть» случайно не опечатка?

— По поводу?

— Вы пишете, что в этом году компания выделит на социальные программы области порядка — 900 миллионов рублей. С нулями там ничего не напутано?

— Нет, все правильно.

— Так это же огромная сумма! Может, вы поподробнее расскажете, куда эти деньки будут, тратиться, почувствует ли Омская область инвестиции сегодня, завтра и какие намерения у «Сибнефти» на будущее? И не собирается ли она нас покинуть?

Любопытство наших читателей, как, впрочем, и большинства омичей, вполне объяснимо. Интерес к теме подогревается еще и некоторым смутным опасением: ведь когда ОАО «Сибирская нефтяная компания» было зарегистрировано непосредственно в г. Омске, то и на помощь город рассчитывал вполне резонно. Однако крупнейший промышленный гигант в свое время вынужден был поменять юридический адрес на прописку в р. п. Любинский Омской области. Не скажутся ли в прошлом холодные отношения теперь, в частности, на инвестиционной политике по отношению к Омску?

На вышеперечисленные, а также целый ряд других, подчас острых и неожиданных вопросов мы
попытаемся сегодня ответить с помощью участников «круглого стола», который был проведен на минувшей неделе в центральном офисе «Сибнефти», а также воспользуемся комментариями, полученными от представителей руководства области. Итак, наши собеседники: губернатор: Омской области Л. К. Полежаев, первый заместитель главы обладминистрации А. И. Голушко, глава местного самоуправления Тарского района П. Ю. Исаев, вице-президент ОАО «Сибирская нефтяная компания» К. Н. Потапов и его советник А. А. Мелинг, генеральный директор ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» А. Л. Покоев и генеральный директор ОАО «Омский бекон» А. А. Кивич.

Л. К. Полежаев:

— Подписанное на днях соглашение о сотрудничестве администрации Омской области с ОАО «Сибнефть» предусматривает качественно новое развитие отношений. Эта компания сегодня выходит на уровень регионо-образующего предприятия, которое определяет основные показатели экономики Омской области, включая налоговые поступления. Такой функцией прежде, безусловно, обладал военно-промышленный комплекс: самые крупные производственные мощности, самая большая численность занятых — до 200 тысяч человек. Сегодня в тех объемах продукции ВПК государство уже не нуждается. Здесь сейчас идет реструктуризация, наращивается выпуск изделий и оборудования для активного рынка.

Вместе с тем на одной только «оборонке» теперь далеко не уедешь. Надо искать, не отказываясь, конечно, от уже имеющихся традиционных наработок, и другую опору. Превратить Омск в финансовый центр Сибири? Вряд ли на то есть весь спектр условий и возможностей. Хотя развитие и укрепление финансовых институтов происходит и будет продолжаться впредь. Взять за основу повышение эффективности сельскохозяйственного производства в комплексе с переработкой и реализацией продовольствия на всех рынках? Это направление перспективное. Мы всегда уделяли и уделяем ему одно из приоритетных мест в экономической политике региона. Но в зоне рискованного земледелия оно не может и не должно быть единственным. Сконцентрировать внимание на развитии собственной минерально-сырьевой базы? Природный газ, разведка и добыча нефти, подходы к промышленному освоению запасов торфа и сапропеля — представляют интерес особый. Ибо именно это — как раз та прочная основа, на которой можно выстраивать все остальные экономические проекты и социальные программы. Да, это непросто, недешево и не так скоро. Но это необходимый базис, который потом послужит области десятилетия.

— Комплексная программа газификации региона и увеличение добычи газа на Тевризском месторождении просматриваются уже довольно зримо и отчетливо. Как-то при встрече генеральный директор АО «3апсибгазпром» В. Н. Никифоров даже отметил, что при применении наукоемких технологий и бережном использовании природного газа этого сырья, добываемого только в одном Тевризском районе, может надолго хватить всей области. И вот на карте появилось новое месторождение — Крапивинское. «Сибнефть», которая выиграла тендер на его разработку, уже создает a Тape свое управление.

К. Н. Потапов:

— Это один из наших новых проектов, на который мы планируем выделить не менее миллиарда рублей.

Сюда, в глухую тайгу, уже идет заброска спецтехники, труб, комплектуется оборудование для строительства цеха по перекачке нефти. Благо, пока не развезло болота весенней распутицей, успеваем все доставить по зимнику.

— Вопрос, может быть, преждевременный, но все же когда ожидается первая нефть с «Крапивы»?

К. Н. Потапов:

— Где-то к концу нынешнего лета: в июле-августе.

— Так быстро?

К. Н. Потапов:

— Первые 36 тысяч тонн намереваемся добыть до конца текущего года. Но это еще нельзя считать объемами промышленного назначения. Тут потребуется более длительный срок и более солидные финансовые вливания. Так, за семь лет эксплуатации (а это средний уровень окупаемости затрат для нефтедобычи) мы планируем вложить в месторождение около 200 миллионов долларов.

— Не дешевле было бы купить сразу богатое месторождение где-нибудь в Тюмени, ведь пока извлекаемый объем на Западно-Крапивинском — всего порядка 7,5 миллиона тонн?

К. Н. Потапов:

— Вот именно — пока. Геологоразведка продолжается и на близлежащих участках. Как знать, какие кладовые находятся под землей… Но предвидя вопрос о дальнейшей транспортировке нефти, сразу на него отвечу. Я категорический противник варианта строительства мини-перегонного завода в Таре. Надо или сразу строить хорошо, по мировым стандартам — что в данном случае довольно затратно и малоэффективно; или если на примитивном уровне, то лучше не начинать вовсе. Возможно, имеет смысл проложить магистральный трубопровод от месторождения до Омского нефтеперерабатывающего завода, пустив по этой ветке нефть и с правой, восточной стороны Крапивинского, где сейчас ведет добычу компания «Юкос». Это самое короткое транспортное плечо. Однако всему свое время, хотя ОНПЗ к такому повороту событий готовится заранее.

А. А. Мелинг:

— Специально для приема крапивинской нефти сейчас создается предприятие, по эффективности, экологии и другим показателям даже выше общепринятых западных аналогов. Помимо этого мы активно включаемся в программу развития производства топлива и энергии. Почему бы, например, помимо нефти не извлекать с Крапивинского месторождения и попутный газ?

Всего же на дальнейшую модернизацию производственных мощностей Омского НПЗ будет затрачено более 50 миллионов долларов.

— Порядок приводимых цифр и сам размах компании, входящей в ряд крупнейших мировых, воспринимаются на местном уровне все-таки несколько отстранение. А что, например, даст добыча крапивинской нефти Омской области?

А. И. Голушко:

— От каждой тысячи тонн извлекаемой нефти можно получить от шести до десяти процентов к бюджету Омской области. Впечатляет, правда? Поэтому территория естественно заинтересована в быстрейшем освоении Крапивинского месторождения и продолжении разведки недр, брошенной 30 лет назад.

— Разворачивающиеся сегодня события самым непосредственным образом касаются Тарского района. Ощущается ли приход сюда «Сибнефти» самими жителями?

— О чем вы мечтаете, и что реально уже делается?

П. Ю. Исаев:

— Наверное, следует начать с того, что первой сюда пришла все-таки область. Руководство губернии и лично Л. К. Полежаев за последние два-три года особенно часто бывали на Севере, который обследовали на предмет возможных путей интенсивного развития. Край действительно, как теперь оказалось, богат ресурсами. Но как подступиться к ним, что выбрать главными ориентирами?

Вначале пробным шаром стала расконсервация газоконденсатной скважины в Тевризе. Затем строительство от нее трубопровода, связавшего три северных района, в том числе и наш. Параллельно решалась судьба циркон-ильменитового месторождения под Тарой. На днях состоится тендер, и мы узнаем, кто получит право на его освоение. А то, что главным разработчиком Крапивинского месторождения стала «Сибнефть», вероятно, кто-то воспринимает теперь как само собой разумеющееся. Мы же, северяне, такой факт связываем со своим будущим, потому что это — мечта нескольких поколений.

— О чем вы мечтаете, и что реально уже делается?

— «Сибнефти» потребуются здесь хорошие дороги, мощное электроснабжение, качественное водоснабжение, квалифицированные рабочие кадры и еще многое другое. Словом, то, что необходимо и нам. А когда развивается общая инфраструктура, оживляется экономика, то преображается и сам край. Когда-то Тара была главным городом губернии. Надеемся, что при сложении наших собственных усилий, поддержке области и помощи «Сибирской нефтяной компании» Тара превратится в культурный и промышленный центр Омского Севера.

Если говорить конкретно о «Сибнефти», то в прошлом году мы получили от нее на социальные нужды четыре миллиона рублей. Еще шесть предусмотрено на 2001 год. Много это или мало? Много никогда не бывает, правда? Но когда весь бюджет района составляет 28 миллионов рублей, то и это, согласитесь, существенно. Даже если не учитывать предоставления в минувшем году около полумиллиона рублей льготного кредита для сельхозтоваропроизводителей и нынешнего трудоустройства первых пятидесяти человек на работу на месторождении… Впрочем, почему же не учитывать?.. Большое рождается с малого. А планы у нас действительно грандиозные.

— Насколько широко эти планы распространяются у «Сибнефти» на регион в целом?

К. Н. Потапов:

Прошло пять лет со дня основания компании. После становления, укрепления на рынке, решения многих внутренних проблем появились возможности более значительно участвовать и в жизни области. Высосать и уйти — не в наших правилах. У «Сибнефти» другие цели — помочь предприятиям выбраться из банкротства и встать на ноги. Наверное, лучше делать такие попытки, которые, кстати, не всегда могут быть удачны, чем наблюдать за процессом разрушения со стороны. Так, например, было с заводом СК. Так происходит с Изюмовской птицефабрикой, куда ежемесячно вкладываем по три миллиона рублей, хотя пока предприятие работает с убытками. Но мы надеемся на перелом к лучшему.

В ближайшее время намерены также начать строительство завода по выпуску подсолнечного либо соевого масла — проект стоимостью не менее трех миллионов долларов. Однако он стоит того: во-первых, закрываем нишу на местном продовольственном рынке; во-вторых, получаем ценную дополнительную кормовую базу для «Омского бекона», входящего в наш холдинг.

— Известно, что «Омский бекон» последние три года был лидером среди 300 лучших предприятий России. Каковы его нынешние позиции?

А. А. Кивич:

— Я нисколько не сомневаюсь, что и по итогам 2000-го мы вновь будем первыми, так как по всем основным критериям мы поднялись еще выше. В 2001 году ставим цель увеличить производство колбасных изделий еще на 15 процентов. Всего же ассортимент перевалил уже за отметку 300. До 12 тонн в сутки выдаем и разнообразной молочной продукции.

— Может быть, нефтяники скоро и сами сеять будут?

А. А. Кивич:

— А что в этом плохого? На имеющихся у нас 26 тысячах гектаров в этом году было получено около 20 центнеров зерна с каждого гектара, тогда как среднеобластная урожайность была гораздо ниже. И вообще заниматься разными направлениями деятельности не только экономически целесообразно для компании, но и, безусловно, выгодно для территории. Или я не прав?

— Любое стабильно работающее предприятие — это и поступление продукции на рынок, и рост налоговых поступлений, и расширение возможностей направлять средства на социальные программы. 500 миллионов рублей от «Сибнефти» пойдут на долевое строительство метромоста, детской противотуберкулезной больницы, на сооружение ледового дворца, помощь детским домам и еще многое другое. А вот стоит ли ценовую политику на нефтепродукты в регионе также считать в качестве поддержки экономики области, судите сами.

А. П. Покоев:

— В прошлом году рыночная цена на ГСМ составляла 2500 рублей за тонну. Селянам мы отпускали ле