ДЕТЕЙ С ЧУКОТКИ СОГРЕЮТ СИБИРЯКИ

ДЕТЕЙ С ЧУКОТКИ СОГРЕЮТ СИБИРЯКИ

В маленьком поселке Нешкан, что на берегу Северного Ледовитого океана, произошло ЧП: во всех домах разморозилась система отопления. А зима на Чукотке выдалась студеная - ниже сорока градусов. И тогда чукотский губернатор Роман Абрамович принял решение - эвакуировать всех детей в Сибирь, в Омск.

Две недели назад 144 ребенка и десять учителей, совершив длительный перелет из Анадыря в Омск, приехали в Красноярку, на базу отдыха нефтезавода. Прошли медосмотр, помылись в бане и сейчас адаптируются, привыкают к новой пище, к новой природе, учатся самостоятельно, потому что многие впервые уехали из родительского дома, на материке никогда не были.

— Встретили нас радушно, — рассказывает преподаватель Таисия Анатольевна Тымневакат, — директор базы Геннадий Михайлович Радченко — это просто душа-человек. Он решает одновременно массу вопросов. В дороге часть дети заболела пневмонией и бронхитом. Здесь всем сделали прививки. Пятнадцать детей лежат в здравпункте, за ними круглосуточно наблюдает врач, и ребятишки идут на поправку. 32 ребенка уехали в Омск, в профилакторий «Рассвет», там они получат физиолечение, пройдут обследование. Через две недели туда поедут другие дети. И так до конца нашего пребывания в Омске. После карантина старшеклассники пойдут учиться в Красноярскую среднюю школу, а дети младшего возраста будут учиться прямо на базе отдыха. «Сибнефть» выделила на каждого ребенка деньги, и им уже купили куртки, спортивные костюмы, белье, носки, варежки.

Конечно, меня интересовала жизнь на Чукотке. Таисия Анатольевна тяжело вздохнула, но все же рассказала, что Нешкан — поселок, в котором живут оленеводы. Отрасль пришла в упадок, люди годами не получают зарплату, занимаются охотой на нерпу, моржей, питаются морепродуктами сами и кормят ими своих детей. Больше есть нечего. Учителя с ужасом вспоминают, как в пришлом году в сельмаге на полках стояли только сода и соль. В октябре Абрамович помог всем семьям поселка, выделив каждой по мешку муки, сахар, крупы, сгущенку и тушенку. Многие выжили благодаря этому.

Вообще нового губернатора жители Чукотки хвалят и надеются, что с его приходом дела пойдут на поправку. Он мало говорит, да много делает. Пока же дети все равно питаются плохо, очень слабы, витаминов не получают, поэтому сейчас их надо первым делом откормить. На базе отдыха дети получают пятиразовое питание, в том числе фрукты, соки, молоко, которых на Чукотке они просто никогда не видели, разве что в виде порошка.

Карантин продлил каникулы, и чукотские дети носятся по базе отдыха с огромным удовольствием. Mногие видели и нерп, и моржей, a тут с удивлением и восторгом бегают за белочками, кормят с рук синичек, которых на Чукотке тоже нет. Их удивляют вековые сосны и березки, потому что на Чукотке, по выражению учителя Валерия Юрьевича Непомнящего, выше колена ничего не вырастает.

— Только грибы у нас большие, выше травы, — с усмешкой сказал учитель. Он тоже рассказал о чукотском житье-бытье.

— Люди там не живут, а выживают. Им памятники при жизни ставить надо. Я получаю пять тысяч рублей. В других регионах учителя о такой зарплате просто мечтают. Но цены такие, что я чувствую себя нищим. Мясо, масло, курица стоят сто рублей за килограмм, все остальное — тоже в этих пределах. Зарплату учителя не получали одиннадцать месяцев. Не лучше дела и в нашем бывшем оленеводческом хозяйстве. Чем могут накормить безденежные родители своего ребенка? Только чаем напоить, в лучшем случае. Ведь им врачи даже с горок кататься не разрешают — боятся, что в организмах не хватает кальция, и слабенькие косточки могут сломаться.

С горок дети, точно, не катаются. Но развлечений и без того хватает. На помощь чукотским учителям пришли преподаватели из Красноярки и Омска. И дети без дела не слоняются. Рисуют, играют, танцуют. Провели конкурс рисунков «Моя родная сторона», и почти на каждом я увидела сопки и яранги. Скучают ребятишки по дому.

Домой они поедут в начале апреля. Отогреют их омичи. И может быть, не самое теплое место выбрал чукотский губернатор для своих детей, но край наш, во-первых, гостеприимством славится, а во-вторых, заботой о детях. Абрамович правильно рассудил; уж если своих детей омичи так опекают, то гостей с далекой Чукотки тем более не обидят.