ВОЗДУШНЫЙ ЛАНЧ

- Бедные люди нынче самолетами не летают. Летают только богатые, - не сомневается начальник цеха бортпитания Омского аэропорта Александра Задворнова.

Ну а раз клиенты у А. Задворновой и ее коллег исключительно богатые личности (различаются лишь степенью обеспеченности), стало быть, они требовательны и капризны одновременно. К примеру, заготовителям продукции для воздушных ланчей авиапассажиров приходится постепенно отказываться от заявок на кур. А ведь, казалось бы, еще совсем недавно — в те времена, когда самолетами Аэрофлота летали чуть ли не все граждане СССР, — кусочек жареного цыпленка был единственным горячим блюдом в меню. Чем, думаете, вызвана наметившаяся тенденция отказа от традиций Аэрофлота в области питания? А тем, что нынешние авиапассажиры требуют подавать им только ножки, а еще лучше — филе. Чтоб не пачкать руки о косточки.

Если б в наших самолетах летали американцы, то, скорее всего, картина была бы прямо противоположной. Граждане США, помешанные на сохранении здоровья, в первую очередь заказывали бы как раз цыплячьи грудки и крылышки. Ибо в «ножках Буша» (как мы называем американские куриные окорочки) концентрируются все соли тяжелых металлов, попадающие в организм кур с пищей. Разумеется, больше всего вредных солей металлов находится и в ножках наших сибирских или иртышских кур. Однако попробуй-ка прочитай стюардесса этот ликбез кому-то из пассажиров бизнес-класса… В лучшем случае он заявит, что больше никогда в жизни не воспользуется самолетом этой «паршивой компании». А за такое заявление пассажира и руководство компании не скажет своей работнице ничего хорошего. После августовского 1998 года дефолта конкуренция между авиакомпаниями обострилась настолько, что ради того, чтобы выжить, им приходится бороться за каждого клиента и ублажать его, родимого, самыми изысканными деликатесами.

Ланч для пассажиров, бизнес-класса, готовящийся в цехе бортпитания Омского аэропорта, открывается красной икрой и ассорти из рыбы двух наименований — разумеется, самой дорогой. К примеру, семги и севрюги. Стоит такое ассорти 100-140 рублей. Кроме рыбного ассорти предлагается еще и мясное — из колбас и копченостей высших сортов. Тем авиапассажирам, кто на дух не переносят жареного цыпленка, принесут блюдо, приготовленное из первосортной вырезки, или жареную рыбку — опять же деликатесной породы. На десерт — фруктовый сок, натуральные фрукты, минеральная водичка. Все это в придачу к всевозможным плюшкам, булочкам, пирожным, испеченным буквально накануне вылета рейса…

Что, слюнки потекли при знакомстве с ассортиментом блюд для ланча в бизнес-классе? Да, такой ланч, пожалуй, на всю тысячу рубликов потянет. Однако нашим «новым омичам» для живота своего денег не жалко. Лишь бы было вкусно и аппетитно.

Вот те, кто летают классом ниже — в так называемом эконом-классе, — деньги считают всегда и везде, потому как они их действительно любят и умеют экономить. Они на семгу, севрюгу и икру паюсную в самолете не претендуют, согласны и на горбушу с кетой, и даже на кусочек цыпленка. И вместо свежих заграничных овощей им в салатики могут положить консервированные горошек, огурчики и помидорчики (потому как консервированные дешевле).

Но и этот более скромный ланч подается на борт самолета в наисвежайшем виде — ведь готовятся блюда для рейса не ранее чем за два часа до его отправки. А потому рекламаций цех бортпитания Омского аэропорта практически не получает и сохраняет всех своих партнеров — «Хабаровск-Авиа», «Ростов-Авиа», «Якутск-Авиа», а также завоевывает новых — компании «Сибирь». «Алекс» и другие.

Все они сознают, что обед в самолете — это одна из главных прелестей воздушного транспорта. Ну, право, в каком еще транспорте обаятельная стюардесса принесет вам ланч-бокс с фирменным знаком авиакомпании? И при этом за него не надо расплачиваться наличными. За все уже заплачено в авиакассе.

Если б еще у всех были средства на авиабилет…