Договор между президентом страны и властями субъектов федерации для последних значит очень многое. Зачастую это награда, своеобразный «брачный контракт». Во всяком случае, так было при Борисе Ельцине, который когда-то пообещал субъектам столько суверенитета, сколько те смогут вытянуть. Вскоре выяснилось, что первый президент России несколько погорячился, и перед страной реально возникла угроза распада. Тогда Кремль в срочном порядке стал переводить суверенные настроения региональных лидеров в более-менее мягкую форму договорных отношений, желая во что бы то ни стало сохранить главное — федеративный характер государства. Первый двухсторонний договор в феврале 1994 года центр заключает с Татарстаном. Республика получила довольно широкие полномочия. Например, право устанавливать собственную систему налогообложения, иметь свой национальный банк и автономный Верховный суд, словом, получила явный приоритет перед другими субъектами федерации. Самые амбициозные «региональные бароны» вскоре потребовали того же, и Кремлю часто приходилось идти на уступки. Так, весьма специфические договоры о разграничении полномочий пришлось заключить с Башкортостаном, Саха-Якутией и Свердловской областью. Затем процесс принял лавинообразный характер, и почти половина субъектов федерации оказалась связана с центром договорными отношениями. Омская область заключила договор с президентом в мае 1996 года. Скорее, это было поощрением. Мол, нормальные вы мужики, ничем не хуже других и вот вам об этом официальная президентская справка. По словам председателя губернского правового комитета Александра Бутакова, документ носит довольно «формальный, рамочный» характер и никаких особенных преимуществ не предоставляет. На сегодня он свое полностью отработал и теперь попросту дублирует новые федеральные законы, а в некоторых моментах им противоречит. Прежде всего, пятой статье Конституции РФ, которая провозглашает равенство субъектов федерации. Понимая это, омский губернатор Леонид Полежаев и предлагает рассмотреть возможность расторжения договора, о чем направил соответствующее письмо в администрацию президента.
Думается, что дело еще и в другом. Политическая ситуация круто изменилась, и нового хозяина Кремля, похоже, всерьез раздражают претензии регионалов на особое привилегированное положение. Здесь надо держать нос по ветру. Инициатива расторжения «лишних» — договоров может оказаться весьма ценным подарком Владимиру Путину, а сам инициатор — признанным видным государственником. Это будет почище, чем выступления в Совете Федерации по поводу борьбы с наркоманией, — дело, конечно, тоже хорошее, но уж слишком призрачны перспективы победы. Когда конкретно сенатор Полежаев выйдет со своим предложением — неизвестно. Его подчиненные из правового комитета лишь с загадочной улыбкой поясняют, что «инициатива должна созреть».